КАТЕНЫ - Страница 112

Главными источниками глосс на книгу Исход послужили гомилии Оригена («In Exodum homilia») и комментарии Беды Достопочтенного, Августина Блаженного («Quaestiones in Heptateuchum libri VII»; «Locutiones in Heptateuchum libri VII»), Григория Великого (в форме выдержек из Патерия), Исидора Севильского («Mysticorum expositiones sacramentorum»), Рабана Мавра, Иеронима Стридонского и Валафрида Страбона. Некоторые глоссы, приписанные Рабану Мавру, принадлежат другим писателям: Иосифу Флавию, Августину Блаженному, Исидору Севильскому и др. В глоссах на книгу Исход кое-где используются толкования Гильберта Осерского (Исх. 6, 7, 19, 30) и Иоанна Златоуста (Исх. 23:23). Глоссы на книгу Левит составлены, главным образом, на основе гомилий Оригена («In Leviticum homiliae»), комментария Исихия Иерусалимского на книгу Левит (в форме извлечений из комментария Рабана Мавра). Ссылки на другие толкования (Августина Блаженного, Амвросия, Григория Великого, Исидора, Беды, Гильберта Осерского и др.) немногочисленны. Фрагменты Адаманция являются выдержками Оригена, взятыми из комментария Рабана Мавра. Такой же состав источников, за исключением толкований Исихия, имеют глоссы на книгу Числа. Основным комментатором в глоссах на Второзаконие выступает Августин Блаженный, который лишь в очень редких случаях дополняется глоссами других авторов. В глоссах на книги Иисуса Навина и Судей Израилевых вновь преобладают толкования Оригена («In liber Iesu Nave homilia»; «In liber Iudicum homilia»), предваряемые во многих рукописях леммой «Adamantius» и заимствуемые из комментариев Рабана Мавра. Глоссы с леммой «Origenes», как полагают исследователи, восходят к другому источнику: или прямой традиции его гомилий, или к другой коллекции глосс. Гомилии Оригена комментируют книги Иисуса Навина и Судей Израилевых не полностью, поэтому в глоссах на некоторые главы преобладают толкования Августина Блаженного, Исидора Севильского и Григория Великого (из компиляции Патерия). Глоссы на книги Царств и Паралипоменон составлены по большей части на основе комментариев Рабана Мавра, в которых приводятся цитаты из сочинений Иеронима Стридонского, Григория Великого и Исидора Севильского («Commentaria in libros IV Regum ad Hilduinum»; «Commentaria in libros II Paralipomenon»), а также на основе комментария Беды Достопочтенного на Книги Царств («In Regum librum XXX Quaestiones») и трактата «Quaestiones super Regum libros», ошибочно приписываемого тому же автору. Фрагменты Григория Великого заимствуются как из прямой традиции («Expositiones in librum Primum Regum»), так и из сборника Патерия. Глоссы на книги Ездры, Неемии и Товита зависят исключительно от двух комментариев Беды Достопочтенного («In Ezram et Neemiam libri III»; «In librum Beati Patris Tobiae»).

 



 
PR-CY.ru