ИНТРОНИЗАЦИЯ - Страница 6

Согласно описанию Симеона Солунского, церемония интронизации Константинопольских патриархов происходила на воскресной литургии после окончания пения Трисвятого (и хиротонии, если в патриархи возводился неархиерей). Всем присутствующим раздавались свечи, патриарх возводился двумя архиереями на горнее место и трижды усаживался ими на первосвятительский трон. На каждое из трёх усаживаний архиереи возглашали: «Аксиос!» – и это же повторяли клирики в алтаре и народ в храме (и те и другие трижды). Затем пелись многолетия, патриарх возглашал: «Мир всем», читался «Апостол», и совершалась Божественная литургия. Как и в случае с епископской интронизацией, при патриаршей интронизации, согласно Симеону Солунскому, особые молитвы не читались. По другим источникам подобные молитвы при возведении на Константинопольскую кафедру исследователям неизвестны. Напротив, в Александрийской церкви такие молитвы существовали. Согласно рукописи 1510 г., интронизация Александрийского патриарха происходила после молитвы «От славы во славу преходяще...» (эта молитва читалась в заключительной части литургии) и имела тот же порядок, что и епископская интронизация, только вместо слов: «...Интронизует брата нашего имярек святейшаго и добродетельнаго епископа...» – в формуле «Божественная благодать...» читались слова: «...Интронизует на престол святаго апостола и евангелиста Марка, великаго града Александрии, отца нашего (имярек) святейшаго и добродетельнаго патриарха...»; ектению читал епископ, а не диакон; наконец, многолетия были более пространными, а перед ними новый патриарх во всеуслышание читал первое зачало Евангелия от Марка (очевидно, в знак того, что он занимает кафедру этого апостола). Таким образом, в этом чине была одна молитва «Владыко Вседержителю и Господи всяческих...», общая для епископской и патриаршей интронизации. В другой рукописи (XV в.) многие из особых молитв включены не в чин рукоположения, а в чин «возведения в патриархи», совершаемый (как это видно из текста чинопоследования) над лицом, уже облечённым архиерейским саном. Исследователи делают вывод, что чин интронизации Александрийского патриарха (согласно рукописи XV в.) предполагал поставление в патриархи неархиерея, тогда как в другой рукописи молитвы, которые иначе входили бы в чин патриаршей хиротонии, перенесены в чин интронизации; таким образом, эти молитвы связывались в традиции Александрийской церкви исключительно с патриаршим служением. Последование интронизации в рукописи 1510 г. начинается с церемонии усаживания на патриарший трон, не описанной подробно (по мнению исследователей, она совершалась по полному александрийскому чину), за которой следуют многолетия и молитвы: 1) «Владыко Вседержителю, Боже и Господи милости...»; 2) «Господи Боже сил...»; мирная ектения с особыми прошениями; 3) «Владыко Господи Боже Вседержителю, единороднаго Твоего Отрока Иисуса Христа...»; 4) «Владыко Господи Боже отец наших, Авраама и Исаака и Иакова...»; здесь совершалось облачение патриарха в омофор, до того возлежавший на святом престоле, и читались особые зачала Апостола и Евангелия; 5) «Владыко Господи, Боже сил...» (чин завершался формулой, возглашавшейся одним из архиереев: «Божественная благодать чрез наше смирение возводит тя, священнейшаго митрополита [или боголюбивейшаго епископа] имярек [в] патриарха града имярек», многолетиями и отпустом).

 



 
PR-CY.ru