ИНТРОНИЗАЦИЯ - Страница 3

С формированием в V в. в христианской церкви системы «пентархии» и выделением пяти основных (патриарших) кафедр (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) церемония интронизации стала связываться с кафедральным (папским или патриаршим) храмом и состояла в торжественном возведении избранного кандидата на находившееся в них епископское место (трон). Исследователи отмечают, что в славянской традиции для обозначения интронизации в смысле архиерейского поставления возник славянский эквивалент – «настолование»; интронизация в смысле освящения храма подобного эквивалента не имеет и чаще всего передаётся описательно (а иногда транслитерацией, например, в сербском Требнике Российской национальной библиотеки). Кроме того, в памятниках исследователи встречают термины, производные от понятия «интронизовать» в смысле архиерейского поставления. В VI в. Евагрий Схоластик упоминает «интронизационные послания», которые Севир Антиохийский рассылал другим епископам; Иоанн Дамаскин также упоминает эти произведения Севира, называя одно из них «интронизационной речью». В 123(155)-й новелле императора Юстиниана от 546 г. термином «интронизовать» обозначена одна из составляющих денежного взноса, который выплачивался новопоставленным епископом при получении хиротонии (этот узаконенный византийской традицией обычай оправдывался словами Юстиниана о том, что «сие есть не приобретение, но приношение»). Об «интронизационном» взносе (обозначенном тем же термином, что и в новелле Юстиниана) упоминают и более поздние правовые памятники Византии – знаменитый свод византийского права IX в. «Василики», а также «Наставление рукополагаемым митрополитам и архиепископам» Константинопольского патриарха Арсения (1261–1264 гг.). В частности, в последнем категорически осуждаются любые формы симонии и при этом подчёркивается, что «интронизационный» взнос не поступает рукополагающему архиерею, но распределяется между беднейшими клириками или идёт на церковные нужды. Таким образом, термин «интронизация» в первичном смысле обозначал поставления не только патриархов, но и всех епископов. Центральным обрядом интронизации архиерея был и остаётся завершающий архиерейскую хиротонию чин восседания на время литургийных чтений Священного Писания. В той или иной форме этот обряд присутствует в чинах епископской хиротонии большинства литургических традиций Востока и Запада; в частности, в византийской он заключался в восшествии на горнее место и в восседании на синтроне («сопрестолие» – трон епископа на горнем месте и примыкающие к нему с двух сторон сиденья священников). Однако со временем, когда древняя практика рукополагать епископов в их епархиях сошла на нет, и архиерейские хиротонии стали совершаться только в патриарших соборах, церемония восшествия на горнее место в конце хиротонии перестала быть достаточной – восседание на синтроне патриаршего собора – даже на первенствующем месте (согласно древнейшим византийским рукописям Евхология, в день хиротонии новорукоположённый восседал первым и возглавлял литургию; впоследствии указывалось на его второе место после рукополагающего) – не могло заменить восседание на собственной кафедре.

 



 
PR-CY.ru