ИНТРОНИЗАЦИЯ

ИНТРОНИЗАЦИЯ (intronisacio – возведение на трон) – торжественная церемония вступления в должность главы религиозного института; в христианстве понятие интронизации связано с вступлением в управление церковью папы Римского (в католицизме), патриарха или митрополита (в православии) и восходит к существованию в раннехристианских базиликах особого возвышения (трона или кафедры), на котором во время богослужений восседал епископ. В традиционной церковной терминологии служение епископа прочно связано с его кафедрой (кафедра – калька с греческого, означающее «сиденье», «стул» и проч.) – это видно из таких выражений, как «назначение на кафедру», «занятие кафедры» и т.д. Под «кафедрой» в этих и подобных выражениях имеется в виду не возвышение, воздвигаемое в центре храма при совершении архиерейского богослужения (корректное обозначение этого возвышения – «архиерейский амвон»), но трон архиерея, который находился в алтаре главного храма епархии. Такая ассоциация епископского служения с местом для восседания возникла в церкви ещё в доникейскую эпоху. Уже в «Каноне Муратори» II в. (некоторые исследователи датируют его более поздним временем) говорится о «кафедре церкви города Рима»; Тертуллиан в начале III в. также упоминает «апостольскую кафедру [Рима]» («cathedra apostolorum»). Придавая епископскому креслу символическое значение, христиане первых веков опирались на знакомые им и их современникам реалии. В римской традиции право восседания в собраниях было предметом строгой регламентации. В частности, высшие чиновники Римской империи обладали правом восседать на так называемом курульном кресле; это право считалось настолько важным, что консулы, преторы, эдилы, диктаторы и «начальники конницы» (лат. «magister equum») даже объединялись общим титулом «курульные магистраты». Когда магистрат вершил суд, принимал посетителей и т.д., он обязан был восседать на курульном кресле, которое служило внешним знаком его полномочий. Иные, но не менее важные ассоциации вызывало кресло учителя и мудреца (отсюда происходит понятие «кафедра» в современных высших учебных заведениях). Символика восседания на кафедре как указания на право учить и творить суд была ясна тем, к кому обращался Иисус Христос, говоря о воссевших «на Моисеевом седалище» книжниках и фарисеях (Мф. 23:2). Также и в содержащемся в «Мишне» описании избрания и поставления членов синедриона еврейский глагол, обозначающий «возлагать руки», использован для обозначения церемонии усаживания новоизбранного на его место (исследователи подчёркивают, что в практике раввинистического иудаизма талмудической эпохи эта церемония приобрела большее значение, чем древний обряд возложения рук). Всё перечисленное выше так или иначе повлияло на то, что символом епископского служения и его власти стала именно кафедра. Вместе с возникновением такой устойчивой связи (или вскоре после того) в церкви установился обычай проявлять её внешним образом – через литургическое священнодействие.

 



 
PR-CY.ru