ИНТРОНИЗАЦИЯ - Страница 4

В связи с этим возникает традиция совершения особого священнодействия после прибытия новорукоположённого архиерея в свою епархию, которое дублирует уже совершённую во время хиротонии церемонию восседания. Описание этого самостоятельного священнодействия епископской интронизации приводит Симеон Солунский (ум. в 1429 г.): при стечении народа священниками возглашались «молитва» и Трисвятое (иными словами, пелась начальная часть литургии – на протяжении нескольких веков византийский чин литургии открывали мирная ектения, носившая имя «молитвы Трисвятого», и Трисвятое; тем самым чин отчасти воспроизводил последование епископской хиротонии, совершаемой на литургии сразу после Трисвятого), а затем первый и второй из священников трижды усаживали архиерея на его трон, возглашая: «Аксиос!». После этого за многолетием следовал отпуст. После завершения трапезы архиерей верхом на коне объезжал вверенный ему город. О присутствии в чине интронизации епископа каких-либо особых молитв блаженный Симеон Солунский не сообщает, но в тексте рукописи XV в. такая молитва есть. В отличие от чина, описанного Симеоном Солунским, здесь интронизация епископа происходит во время полной литургии и совершается не священниками, а епископами. Она происходит перед Трисвятым и начинается с усаживания интронизуемого на его трон, после чего один из епископов читает над его головой молитву «Боже Святый, приклонивый небеса...», затем следуют многолетия, возглас «Яко свят еси...», и литургия продолжается. Иная молитва приведена в чине епископской интронизации, который практиковался в Александрийской церкви и сохранился в рукописях XIV в. и 1510 г. Согласно александрийскому чину, в воскресный или праздничный день интронизуемый совершает Божественную литургию в сослужении двух или трёх епископов своей церковной области и во время причащения принимает Святые Дары из их рук (практика причащения епископами или священниками друг друга в случае сослужения существовала в церкви до XIV в., хотя к этому времени уже и не была повсеместной). Сразу после этого он садится на трон, а два епископа встают с обеих сторон от него и возглашают: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, интронизует брата нашего имярек святейшаго и добродетельнаго епископа, во имя Отца [народ: Аминь] и Сына [народ: Аминь] и Святаго Духа [народ: Аминь]», восставляя и снова усаживая интронизуемого при произнесении имени Пресвятой Троицы, «как при Крещении». Народ возглашает: «Аксиос, аксиос, аксиос!» Дьякон читает особую мирную ектению (как при хиротонии), а один из архиереев – молитву «Владыко Вседержителю и Господи всех...». Возглашаются многолетия, и чин завершается словами: «Да насладишися престолом твоим, преподобнейший отче» и «Жезл силы послет ти Господь от Сиона...» (эти слова, по мнению исследователей, сопровождались вручением жезла интронизуемому). Однако, несмотря на то, что процедура проведения чина епископской интронизации фиксировалась в рукописях, к XV в., она существенно изменилась – интронизации перестали происходить в собственных епархиях рукополагаемых архиереев и стали совершаться в патриарших соборах в конце той же литургии, за которой происходила хиротония.

 



 
PR-CY.ru