ИРИНАРХ - Страница 10

У новой братии, появившейся в обители после казни в январе 1676 г. участников Соловецкого восстания, очевидно, были сомнения в святости Иринарха. Об этом свидетельствует рассказ иеромонаха Иннокентия (соловецкий архимандит в 1687–1688 гг.) о чуде, которое случилось в 1678 г., когда он служил дьячком в церкви преподобных Зосимы и Савватия (чудо было записано Иннокентием в 1687 г.). Придя однажды в часовню Иринарха и пропев кондак преподобному, Иннокентий усомнился в святости нового чудотворца, но тотчас был укреплён знамением – исхождением света от раки Иринарха. Это чудо получило в монастыре широкую известность (сообщение о нём содержится в книге «Сад спасения», созданной на Соловках в начале XVIII в. – музеи Московского Кремля; там же впервые упоминается дар Иринарха исцелять зубную боль: «...Отец наш Иринарх кроткий, иже благодать от Бога приял зубную целити болезнь, и доныне, по своей блаженней кончине непрестанно целбы творя, чюдодействует»). В первые годы XVIII в. ученик архимандрита Иннокентия монах Евфимий составил «Соловецкий патерик», в который среди прочего вошло «Сказание о чудесах игумена Иринарха» (Российская национальная библиотека). Несколько позже Евфимий собрал «книжицу», посвящённую преподобным Иринарху и Елеазару, включившую «Сказание о чудесах игумена Иринарха», «Историю вкратце о преподобном Елеазаре» и Канон единому преподобному из Общей Минеи (Исторический музей). В начале XVIII в. соловецкий архимандрит Фирс (Шарапов) заказал соловецкому книгописцу иеромонаху Иосифу (Мясному) лицевую рукопись, посвящённую преподобным Зосиме, Савватию и Иринарху (Исторический музей). В 1703 г. архимандрит Фирс вложил её в соловецкую Зосимо-Савватиевскую церковь, рядом с которой находилась часовня Иринарха, завещав хранить её «в той церкви неисходно»; возможно, память Иринарха праздновалась в Зосимо-Савватиевской церкви. Как свидетельствуют записи в литийном синодике Соловецкого монастыря, ко дню памяти Иринарха (17 июля) были приурочены и памяти несколько его учеников: священноинока Вениамина Казанца, Иоасафа Сороцкого, игумена Илариона, священноинока Вассиана Суздальца, старца Варсонофия Москвитина (ученика Иоасафа Сороцкого; Исторический музей). Согласно кормовым книгам Соловецкого монастыря, 17 июля по Иринарху и его ученикам, «по Асафе Сороцком да по Веньямине попе», был установлен поминальный корм (Российская национальная библиотека; Архив Санкт-Петербургского института истории РАН). В конце 1820 гг. архимандрит Досифей (Немчинов) включил имя Иринарха в «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (Российская национальная библиотека). Следуя книге «Сад спасения», архимандрит Досифей упомянул о пророческом даре Иринарха, о чудотворениях на море и на суше, «наипаче – во обители своей живущим», о даре святого исцелять зубную боль и др. Архимандрит Досифей создал новую редакцию «Сказания о чудесах игумена Иринарха». В 1873 г. посвящённый Иринарху агиографический очерк вошёл в Соловецкий патерик.

 



 
PR-CY.ru