ИРИНАРХ

ИРИНАРХ (ум. в 1628 г.) – Соловецкий, игумен Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в 1613–1626 гг., преподобный (память 17 июля, 9 августа – в Соборе Соловецких святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). В конце 1620 – 1650 гг. ученик Иринарха соловецкий монах Иларион Суздалец написал «Сказание о чудесах игумена Иринарха», состоящее из введения и 13 небольших повестей, в которых рассказывается о прижизненных и посмертных чудотворениях Иринарха: пророчествах, явлении преподобного. Во введении (написанном по образцу введения к Житию преподобных Зосимы и Савватия Соловецких) указана дата 7133 (1625) г., примерно обозначающая время игуменства святого. Первая повесть посвящена пророчеству Иринарха о будущем игумене Соловецкого монастыря, во второй и третьей рассказывается о явлении Иринарха инокам Виталию и Вениамину, четвёртая, шестая и седьмая повести посвящены чудесам Иринарха на море, в пятой рассказывается о пророческом видении будущего соловецкого игумена св. Маркелла (впоследствии архиепископ Вологодский), которому преподобный вручил во сне игуменский посох. Затем следует цикл из шести чудес о явлении Иринарха труднику Ивану Емельянову. Отличительной особенностью «Сказания...» исследователи считают скрупулезную точность в изложении обстоятельств, сопутствовавших чудесам. Установка автора на достоверность выражена в заглавии: «Сказание истинно же и достоверно...». «Сказание о чудесах игумена Иринарха» было использовано соловецкими старообрядцами во время Соловецкого восстания 1668–1676 гг., по мнению исследователей, в связи с исцелениями, происходившими у гробницы Иринарха, и обретением его мощей около 1675 г. Древнейший список «Сказания...» был отредактирован одним из литератруных вождей старообрядцев – иеродиаконом Иеремией (Лисиным), который включил его в созданный им сборник повестей о чудесах и знамениях, связанных с сохранением старых обрядов. В конце 1820 гг. «Сказание...» было стилистически переработано архимандритом Досифеем (Немчиновым) и названо Житием Иринарха. Редактор внёс в текст (главным образом, во вступление) незначительные дополнения. Указание на 1625 г., читавшееся во вступлении к «Сказанию...», было заменено более развёрнутой хронологией, относящейся к игуменству Иринарха: «...С 7122-го (1614) по 7134 (1626) да на покои два года». Была добавлена краткая характеристика Иринарха: «В житии был весьма смирен и кроток». Другими источниками сведений об Иринархе являются документы соловецкого архива: вкладная книга Соловецкого монастыря XVII в. (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН; приходо-расходные книги казначеев денежной казны (Российский государственный архив древних актов), приходо-расходные книги поездок Иринарха в Москву в 1613, 1616, 1619–1620 и 1626 гг. (Российский государственный архив древних актов), «Книга московской службы бывшего игумена Иринарха» 1626–1627 гг. (Российский государственный архив древних актов). Кроме того, деятельность Иринарха как игумена отразилась в документах Анзерского скита.

 



 
PR-CY.ru