ИРИНАРХ - Страница 6

Важным событием в жизни Соловецкого монастыря стало обретение мощей преподобного Германа в 1623 г., по мнению исследователей, состоявшееся по благословению патриарха Филарета. Около 1615 г. была составлена первоначальная редакция «Повести о преподобном Германе Соловецком» (единственный список – Российская национальная библиотека); после обретения мощей преподобного Германа была написана вторая, пространная, редакция «Повести...», получившая широкое распространение. В 1616 г., по грамоте царя Михаила Фёдоровича, в Москву с Соловков были посланы изображения («дски») с гробниц Соловецких чудотворцев (Российская национальная библиотека). В 1620 г. в Соловецкий монастырь вернулся бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Палицын), на Соловках он создал последнюю редакцию «Истории в память предыдущим родом». В мае 1626 г. Иринарх получил грамоту от Новгородского митрополита Макария об установлении празднования Ризе Господней, присланной в Москву в 1625 г., а также печатную службу празднику (Российская национальная библиотека). В 1620 гг., при Иринархе, была создана новая редакция Соловецкого летописца, составленного в конце XV в. игуменом св. Иаковом. 12 июля 1626 г. Иринарх служил свою последнюю литургию в Анзерском скиту. Игумен предсказал преподобному Елеазару, кто будет следующим настоятелем Соловецкого монастыря, и сообщил, что управление будет «с великою нуждою». Иларион Суздалец записал этот рассказ, услышанный им от преподобного Елеазара, и включил его в «Сказание о чудесах игумена Иринарха». В том же году Иринарх отправился в Москву, чтобы просить царя и патриарха об увольнении на покой. Обстоятельства последней поездки Иринарха в столицу отражены в приходо-расходной книге его путевого казначея Даниила Псковитина (Российский государственный архив древних актов) и в «Книге московския службы бывшаго игумена Иринарха 7135-го (1626/1627) году» (Российский государственный архив древних актов). Согласно этим источникам, Иринарх приехал в столицу 1 сентября 1626 г., на пути совершил остановку в Троице-Сергиевом монастыре, где келарь Александр (Булатников) передал ему в качестве вклада две книги: «Андриатис» (Российская национальная библиотека) и Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского (Российская национальная библиотека). Тремя годами ранее Александр (Булатников) прислал Иринарху лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (Российская национальная библиотека) с 235 миниатюрами, выполненными царскими и троицкими мастерами. Патриарх Филарет, прежде чем удовлетворить просьбу Иринарха, по мнению исследователей, хотел увидеть его преемника и не сразу отпустил Иринарха в монастырь. В декабре 1626 г. на Соловки был отправлен Даниил Псковитин с грамотой об избрании нового игумена, Иринарх остался в Москве. Новый игумен Макарий прибыл в Москву в августе 1627 г. (Российская национальная библиотека). После того как выбор братии был утверждён, Иринарх 18 августа 1627 г. выехал из столицы и прибыл на Соловки, вероятно, поздней осенью того же года. Простившись с братией и вернув в казну игуменскую панагию, он поселился в своей келье, где провёл остаток жизни в безмолвии.

 



 
PR-CY.ru