ИРИНАРХ - Страница 15

Нередко Иринарх изображался с Елеазаром Анзерским на иконах и в печатной графике. Хромолитография «Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский» мастерской Андрея Ивановича Траншеля является дополнением к Соловецкому патерику (Соловецкий патерик. СПб., 1873 г.). Святые представлены в рост, вполоборота к центру, в молении Святой Троице, между ними – строения Анзерского Троицкого скита, Иринарх одет в бордовый подризник, фелонь и зеленовато-жёлтую епитрахиль с жёлтыми крестами, в правой руке чёрный посох, борода окладистая, седая. На Соловках было собственное литографское производство, популярностью у богомольцев пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» (1889 г., Архангельский музей изобразительных искусств). На нём изображены шесть наиболее почитаемых святых Соловецкого патерика, предстоящих на облаках образу Преображения Господня, внизу – панорама монастыря со стороны бухты Благополучия. Иринарх показан крайним справа за преподобным Германом, в куколе и в епитрахили, руки с чётками сложены на груди; надпись: «Пр. Иринархъ». Подобный эстамп был отпечатан в 1881 г. в литографии Троице-Сергиевой лавры (Российская государственная библиотека). Во второй половине ХIХ в. образ Иринарха появился в монументальной живописи, в частности, на северной стене в интерьере надвратной Благовещенской церкви Соловецкого монастыря, вблизи иконостаса. Святой написан в рост, прямолично, рядом с преподобными Трифоном Печенгским, Елеазаром Анзерским и Германом Соловецким (стенопись выполнена в технике масляной живописи). В группе подвижников XVII в. седобородым старцем с покрытой куколем головой Иринарх изображн в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг. и около 2010 г.). В иконописи XX в. образ Иринарха (с небольшой бородой с проседью, в куколе) представлен в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г.; келейный образ Афанасия (Сахарова), начала 1950 гг., конца 1950 гг. (Троице-Сергиева лавра) и на их современных повторениях (в храме Христа Спасителя, в московской церкви Николая Чудотворца в Клённиках и др.). Новая единоличная икона Иринарха в традиционной иконописной стилистике была создана для возрождённого Соловецкого монастыря в конце 1990 гг. (хранится в ризнице обители). На ней преподобный написан по пояс, фронтально, в мантии и схиме, куколь на плечах, в надписи именуется «игуменом Соловецким». У Иринарха седые волосы и округлая борода средней длины, правой рукой именословно благословляет, в левой держит игуменский жезл. Образ преподобного включён также в состав композиции «Собор Соловецких чудотворцев», например, на иконе (около 2005 г.) в церкви Георгия Победоносца в Ендове (подворье Соловецкого монастыря в Москве) Иринарх возглавляет второй ряд правой группы святых, на его голове схимнический куколь.



 
PR-CY.ru