ИРИНАРХ - Страница 2

Важными источниками также являются «Написание о Соловецкой обители» (в редакции 1617/1618 гг.), характеризующее уклад жизни Соловецкого монастыря в настоятельство Иринарха, а также свидетельство Аввакума Петрова об обретении мощей Иринарха. Сведений о жизни Иринарха до прихода его в Соловецкий монастырь у исследователей нет. Судя по записям в соловецком синодике XVII в., в который ещё при жизни Иринарха был внесён его личный помянник, преподобный родился и вырос в благочестивой семье, его родители приняли постриг с именами Ефрем и Евдокия (музей истории религий). Иринарх принял монашество в Соловецком монастыре, как полагают исследователи, в 1580 гг., при игумене св. Иакове (1581–1597 гг.). Первые документальные известия о преподобном относятся к 1583–1591 гг., когда он служил приказным старцем на Лудском усолье (1583–1588 гг.), неоднократно плавал «лодейным кормщиком» за монастырской солью (Российский государственный архив древних актов). В начале XVII в. Иринарх (или, возможно, тезоименитый ему старец) был рукоположён во иерея (в 1604 г. священник Иринарх пел сорокоуст по иноке Исаии Зоре – Российский государственный архив древних актов). В 1607 г. его избрали келарем Соловецкого монастыря, на этом посту он оставался около года (Российский государственный архив древних актов). В 1608 г. Иринарх вместе с Александром (Булатниковым), с которым его связывали дружеские отношения, купил в совместное пользование книги: Апостол, Псалтирь с восследованием, Часовник, Житие Соловецких чудотворцев и две книги Святцев (Российский государственный архив древних актов), принадлежавшие старцу Герману Сенаничнику (ум. в 1607 г.). После кончины игумена Антония Иринарх был избран братией настоятелем Соловецкого монастыря. В июне 1613 г. он отправился в Москву для поставления. Поставление должен был совершить Новгородский митрополит Исидор, но с 1611 г. Новгород находился под властью шведского короля, и путь туда был закрыт. В конце июля наречённый игумен и его спутники добрались до Троице-Сергиева монастыря и проехать дальше не смогли: дорога на Москву была занята казачьими отрядами; для охраны соловецких монахов троицкий келарь Авраамий (Палицын) выделил отряд из 50 стрельцов. 2 августа преподобный прибыл в Москву, где оставался до конца месяца. Поставление Иринарха в игумены 8 августа 1613 г. совершил Ростовский митрополит Кирилл (Завидов). Обратный путь Иринарха через сожжённую «литовскими людьми» Вологду, Устюг и Холмогоры был благополучным. После возвращения настоятеля в Соловецкий монастырь стало известно, что к Холмогорам пришли «черкасы» и «литовские люди», которые пытались захватить острог, затем вторглись в Поморье и дошли до Сумского острога, грабя вотчины Соловецкого монастыря. Из Москвы Иринарх привёз царскую грамоту, адресованную келарю и соборным старцам, которым повелевалось сделать опись монастыря и передать его новопоставленному игумену (Российская национальная библиотека). Монастырские ризница, казна и книгохранительница были описаны и «отведены» Иринарху (оригинал «отписной книги» с подписями соборных старцев и Иринарха – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН).

 



 
PR-CY.ru