ИРИНАРХ - Страница 7

После возвращения в обитель он узнал о чудесном исцелении от слепоты оставшегося в Москве старца Даниила Псковитина. Об этом чуде «великих чудотворцев Сергия и Саватия» братии была прислана царская грамота, которой повелевалось служить молебны преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, освящать воду и раздавать её богомольцам (Акты археологической экспедиции). Келья Иринарха находилась рядом со Святоозерскими воротами, возле юго-восточного угла алтарной части Успенского храма (в конце XVIII в. на этом месте находились северные помещения просфорного корпуса). В «Книге келий», составленной в начале 1640 гг. в Соловецком монастыре, келья «бывшаго игумена Иринарха» указана под №28 «в порядке от озера» (Российский государственный архив древних актов). В келье находились Деисус в киоте, образ Воскресения Христова и другие иконы, среди которых были складни «Савина письма» (работы соловецкого иконописца начала XVI в. Саввы). В библиотеке Иринарха имелись четыре книги «киевской печати»: «Беседы» Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла (1623 г.; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки) и на Деяния апостолов (1624 г.), Толкование на «Апокалипсис» Андрея Кесарийского (1625 г.), «Книга правил» («Номоканон»; почти все названные книги исчезли, как полагают исследователи, сгорели во время пожара на Соловках в 1923 г. Уцелело издание «Бесед» Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла, поскольку книга была вывезена с Соловков в 1854 г.). Исследователям известны две принадлежавшие Иринарху рукописи: Служебник (Российская национальная библиотека) и сборник Житий преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (Российская государственная библиотека), который Иринарх 27 сентября 1626 г. вложил в московскую Златоверхую Введенскую церковь (храм находился рядом с московским подворьем Соловецкого монастыря в Китай-городе). Рукописный «Богородичник» XV в. (Российская национальная библиотека) Иринарх «положил вместе с братией» в Воскресенскую церковь Умбской волости в 1618 г. Иринарх был погребён у церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия, рядом с основателями обители (здесь же находилась часовня преподобного Германа). После кончины бывшего игумена его книги, иконы и келейные вещи были переданы в монастырскую казну (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН), некоторые из них были выкуплены учениками преподобного (Российский государственный архив древних актов). В 1634–1637 гг. в келье Иринарха жил келарь Иоасаф Сороцкий, затем Савва (Старков), бывший келарь Макариева калязинского во имя Святой Троицы монастыря. Оба они перед своим возвращением на Соловки просили царя разрешить им поселиться в келье своего учителя, и такое разрешение было им дано. В начале 1660 гг. деревянная келья Иринарха была разобрана, на её месте сооружена каменная. В описях Соловецкого монастыря 1632–1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой Иринарха. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по мнению исследователей, во вкладной книге Соловецкого монастыря, в записи о вкладе ученика Иринарха священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» – небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской церкви (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН).

 



 
PR-CY.ru