ЕВФРОСИНИЯ Суздальская - Страница 2

В знак того, что их молитвы услышаны, князь и княгиня имели во сне видение Пресвятой Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божья Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители. Юная Феодулия была удостоена посещения Пресвятой Богородицы, показавшей ей рай и ад, и имела видение «мужа в белых ризах», который открыл ей смысл монашеского подвига. В 15-летнем возрасте черниговская княжна приехала в Суздаль, чтобы выйти замуж за суздальского князя Мину Ивановича (князь с таким именем упоминается помимо Жития в синодиках суздальского Рождественского собора XVII–XVIII вв.: Исторический музей; согласно Житию, Мина был потомком варяга Шимона, следовательно, должен был принадлежать к боярскому, а не княжескому роду (потомки варяга Шимона – московские тысяцкие начиная с Протасия; вступление Феодулии в брак с нетитулованным лицом указывает на то, что она была, скорее всего, не первым ребёнком женского пола в семье). После неожиданной кончины жениха княжна приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском монастыре, по мнению исследователей, в начале XIII в., и получила имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской. Превосходя всех благочестием и мудростью (мотив высокой образованности и «учительности» преподобной, освоившей грамоту в девять лет, является одним из основных в её Житии), проводя жизнь в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, Евфросиния  снискала любовь насельниц обители и горожан. По инициативе святой был основан суздальский во имя Святой Троицы женский монастырь для пострига «мужатых жён». Молитва Евфросинии спасла Ризоположенскую обитель во время Батыева нашествия в начале 1238 г. Согласно Житию, преподобная духовно поддержала своего отца князя Михаила накануне его мученической кончины в Золотой Орде в 1245 г., прислав князю «книгы» (письмо) с увещеванием не выполнять языческих обрядов, но пострадать за Христа. Евфросиния Суздальская при жизни совершила многочисленные чудеса исцеления, побеждала в духовной брани бесов, предсказала «великий трус» (землетрясение), случившийся в Суздале в 1230 г. и прекратившийся по молитве преподобной, и убийство хана Батыя «в Уграх» (рассказ об этом легендарном событии, принадлежащий Пахомию Логофету, помещён в русских летописях под 1247 г.). Год кончины Евфросинии Суздальской в Житии не указан, встречающуюся в литературе дату (1250 г.) исследователи считают догадкой (по их мнению, также не имеют оснований в источниках приводимые в литературе начиная с XIX в. даты жизни Евфросинии Суздальской: рождения – 1212 г., принятия пострига – 1227 г.). В Житии сообщается, что святая была погребена 27 сентября в Ризоположенской обители, оплаканная духовенством и всем народом. Анахронизмом исследователи считают сведения Жития о присутствии на похоронах Евфросинии Суздальской епископа «града Суздаля», т.к. в 1238–1249 гг. Владимиро-Суздальской епархией управлял Ростовский епископ Кирилл II, затем до 1273 г. – митрополит Кирилл II(III).

 



 
PR-CY.ru