ЕВФРОСИНИЯ Суздальская - Страница 9

Все рукописи начинаются с традиционной композиции с фигурой Евфросинии Суздальской, предстоящей Пресвятой Богородице с Младенцем в небесном сегменте (в списке из собрания Н.М. Михайловского лист с этим изображением, как полагают исследователи, не сохранился). Как правило, преподобная представлена в правой части миниатюры в рост, вполоборота к центру, в монашеском облачении. В трёх списках рядом с фигурой Евфросинии Суздальской изображён Ризоположенский монастырь. В основе иконографии ряда миниатюр лежат давно сложившиеся композиционные схемы. Так, извод сюжета «Рождество княжны Феодулии» аналогичен иконографии «Рождество Пресвятой Богородицы», «Крещение княжны Феодулии» – «Сретению Господню», «Преставление великой черноризицы» – «Успению Пресвятой Богородицы». Композиции «Обучение грамоте княжны Феодулии», «Пострижение княжны Феодулии в монашество с именем Евфросиния», «Преставление преподобной Евфросинии», «Погребение преподобной Евфросинии» являются типовыми для житийных икон преподобных. Миниатюры «Рождество княжны Феодулии» во всех списках сходны в иконографии. На фоне палат в центре – ложе с возлежащей княгиней, которая держит на руках спеленатого младенца, к ней подходят женщины с дарами. В нижней части композиции – две сцены: служанки омывают младенца и служанка качает колыбель. Наиболее кратким является извод из Основного собрания рукописных книг, где отсутствуют нижние сюжеты, первая женщина в группе несёт новорождённую на плате. Младенца на руках княгини нет и в списке из собрания А.А. Титова, он только в нижней части миниатюры. На миниатюре «Крещение княжны Феодулии» действие происходит на фоне храма, в центре – купель, по сторонам – две мужские фигуры (священник с книгой и диакон) и две женские, одна из женщин держит на руках младенца. В рукописи Отделения древних рукописей нет купели, в списке из собрания Ф.И. Буслаева младенец на руках у мужчины (князя Михаила?), в рукописи из собрания Н.М. Михайловского изображено два монаха. Миниатюра «Обучение грамоте княжны Феодулии» представляет сидящего князя Михаила (иногда со свитком в руке, за ним группа людей) и группу людей (или человека в богатой шубе – как полагают исследователи, боярин Феодор), впереди маленькая фигура княжны Феодулии со свитком или с книгой. Своеобразны изводы миниатюр «Явление княжны Феодулии Пресвятой Богородицы, показавшей ей рай и ад» и «Видение княжны Феодулии мужа в белых ризах». В первом случае Богородица перстом десницы указывает на образ Бога в сегменте, за Ней – маленькая княжна Феодулия в княжеской шубе; внизу, в чёрной адской пропасти, иногда с адским пламенем, – человеческие фигуры. В некоторых списках Бог изображён в виде трёх фигур: средовека с книгой в руке, старца и юноши (собрание Ф.И. Буслаева), в других – рядом избранные святые, в отдельных случаях это фигуры Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, других святых (собрание Н.М. Михайловского), фон сегмента представляет райский сад с разноцветными «травами» (собрание Ф.И. Буслаева) и райскими птицами. На второй композиции изображены два монаха, лежащие в гробах, слева княжна Феодулия обращена в сторону ангела в сегменте, справа повёрнута к группе монахов, стоящих за гробами. Ангел изображён в белых ризах или в зелёной тунике и красном плаще.

 



 
PR-CY.ru