ЕВФРОСИНИЯ Суздальская

ЕВФРОСИНИЯ Суздальская, Феодулия (XIII в.) – преподобная (память 25 сентября, 20 сентября – в Соборе Брянских святых, 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Житие Евфросинии Суздальской было написано Григорием, иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря. В нём помимо повествования о чудотворениях, совершённых святой при жизни, содержится два рассказа о посмертных чудесах, свидетелем которых был автор, одно датировано 1 мая 1558 г. Как полагают исследователи, Житие было создано на рубеже 1550–1560 гг. Оно известно не менее чем в 66 списках XVI–XIX вв., старшим является список Российской государственной библиотеки (начало 1580 гг.). Литературными образцами и источниками Жития Евфросинии Суздальской послужили Жития великомученицы Екатерины, преподобной Евфросинии-Смарагд, преподобной Евфросинии Полоцкой, князя Михаила Всеволодовича, преподобного Сергия Радонежского, митрополита Алексия, Киево-Печерский патерик; историческая канва основана на великокняжеском летописании XVI в. По мнению исследователей, сведения из Жития, написанного более чем через три века после упоминаемых в нём событий, имеют малую историческую достоверность, зачастую не поддаются проверке другими источниками. Инок Григорий написал также службу Евфросинии Суздальской, встречающуюся в списке конца 1550 – начала 1560 гг. (Российская государственная библиотека). В 1560 гг. монах Савватий увёз рукопись Жития Евфросинии Суздальской в Стефанов Махрицкий во имя Святой Троицы монастырь. Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским епископом Варлаамом, в 1579–1585 гг. написавшим вторую редакцию Жития, куда вошло повествование «О изобретении стихир, и канона, и Жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». Варлаам сообщает о прославлении Евфросинии Суздальской, состоявшемся, как полагают исследователи, осенью 1576 г., а также о чудесах, совершавшихся до 1579 г. по молитвам к святой. Впоследствии редакция Варлаама послужила источником для создания новых вариантов Жития Евфросинии Суздальской и лицевых списков памятника. Был составлен цикл чудес Евфросинии Суздальской, относящихся к 1580 гг. (общее число около 60). Эти повествования, содержащие, в частности, сведения о землевладельцах Суздальского уезда в конце XVI в., служат важным источником по истории региона. Существует две редакции цикла: краткая (старший список в сентябрьском томе Чудовских Четьих Миней 1599/1600 г. – Исторический музей) и литературно обработанная (Исторический музей, первая четверть XVII в.; Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в., и др.). Согласно Житию, Евфросиния Суздальская была старшей дочерью Черниговского князя Михаила Всеволодовича (ум. в 1245 г.). Поскольку князь Михаил выдал дочь Марию замуж за Ростовского князя Василька Константиновича в 1227 г., то рождение первой дочери исследователи относят к началу XIII в. По преданию, бытовавшему в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женском монастыре, где покоились мощи святой, родители Евфросинии Суздальской долго не имели детей и усердно молились о чадородии в Киево-Печерском монастыре преподобному Антонию и преподобному Феодосию Печерским.

 



 
PR-CY.ru