ЕВФРОСИНИЯ Суздальская - Страница 8

На иконе с расширенным составом местных святых «Святители Иоанн, Феодор, Дионисий и Симон, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» из Рождественского собора Суздаля (середина XIX в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник) Евфросиния Суздальская представлена крайней справа, с чётками в левой руке, десница прижата к груди; надпись: «Прп. Евфросинии Сужд.». Подобный образ с добавлением изображения Димитрия Ростовского (создан не раньше 1757 г.) хранился в начале XX в. во Флорищевой пустыни. На иконе «Собор Суздальских святых» (вторая половина XIX в.) из храма равноапостольных Константина и Елены в Суздале Евфросиния Суздальская написана в академической манере. В числе преподобных жён в медальонах на нижнем поле святая представлена со свитком в левой руке на иконе «Пророк Илия с избранными святыми» первой половины XVIII в. (галерея икон Я. Морсинка в Амстердаме). Житийные циклы, посвящённые Евфросинии Суздальской, сохранились в иконописи, в монументальной живописи, на миниатюрах рукописей. Лицевые рукописи Жития получили распространение во второй половине XVII – XVIII в. В.Т. Георгиевский опубликовал 15 из 57 миниатюр Жития XVII в. из библиотеки Ризоположенского монастыря, сравнив их с иллюстрациями рукописи XVIII в. из древлехранилища Владимирского Александро-Невского братства (куда она поступила из Ризоположенского монастыря), списков 1785 г. из библиотеки того же монастыря и конца XVIII в. из собрания Отделения древних рукописей (последнее Житие с 58 миниатюрами издано полностью). Исследователям известно около 30 лицевых списков Жития Евфросинии Суздальской (26 указаны В.А. Колобановым, четыре – Ю.А. Грибовым; десять из них датируются XVII в. и двадцать – XVIII–XIX вв.). Среди них: Российская национальная библиотека, XVII в. (56 миниатюр); собрания Н.М. Михайловского, конец XVII в. (54 миниатюры); собрания Ф.И. Буслаева, начало XVIII в. (55 миниатюр) и др. Ю.А. Грибов на основе сравнительного анализа десяти иллюминированных рукописей XVII в. выделил пять разновидностей цикла иллюстраций, различающихся количеством миниатюр в тексте, составом сюжетов, иконографией отдельных сцен, стилем их исполнения. Исследователи говорят, что большинство композиций идентичны по иконографии (хотя отдельные сюжеты имеют своеобразные детали), различия между миниатюрами преимущественно стилистические. Иллюстрации отличаются по уровню профессионализма художников. Так, правильным и чётким рисунком, ясностью композиционного строя, аккуратностью исполнения, тщательной отделкой деталей, богатством и продуманностью цветового решения с колористическими нюансами выделяются рукописи из собрания князя Павла Петровича Вяземского и Основного собрания рукописных книг в Российской национальной библиотеке (на миниатюрах последней рукописи нимбы золотые, а не охристые). Кроме того, в некоторых списках нарушен порядок сюжетов, увеличено число иллюстраций. Комплекс миниатюр (расширенного состава) в рукописи из древлехранилища Института русской литературы (Пушкинский Дом) исполнен в изысканной графической манере.

 



 
PR-CY.ru