ЕВФРОСИНИЯ Суздальская - Страница 4

В 2007 г. в связи с 800-летием Ризоположенского монастыря паломник из города Иваново пожертвовал обители раку с частицей мощей Евфросинии Суздальской. Начало общерусского почитания Евфросинии Суздальской исследователи связывают с хиротонией в 1517 г. во епископа Суздальского и Тарусского настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архимандрита Геннадия, приближённого к великому князю Василию III Ивановичу. Памятником, свидетельствующим о внимании к Евфросинии Суздальской со стороны великокняжеской семьи, является наиболее ранний из сохранившихся покровов XVI в. на гробницу святой (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Изучавшая покров А.И. (?) Антонова отметила, что памятник стилистически близок к шитым изображениям Кирилла Белозерского 1514 г. и Сергия Радонежского 1525 г., происходившим из мастерской великой княгини Соломонии Юрьевны. Вклад мог быть связан с молением семьи великого князя о чадородии. К 1548 г. относится упоминание о Евфросинии Суздальской как о святой под 25 сентября в месяцеслове Устава (Исторический музей): «В той же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшей великой княжне черниговской. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою» (по мнению исследователей, рукопись может быть старше, чем 1548 г.). Житие и канон Евфросинии Суздальской епископ Варлаам подал на рассмотрение царю Ивану IV Васильевичу Грозному. Государь «повеле житие и чюдеса написати в ползу читающим», а Московский митрополит Антоний (1572–1581 гг.) «собра весь освященный собор, стихиры и канон, житие и чюдеса чести и празднование повеле месяца септемвриа в 25 день» (празднование памяти святой было приурочено к памяти Евфросинии Александрийской). Борис Михайлович Клосс датирует общерусскую канонизацию святой сентябрём 1576 г. Как полагают исследователи, во второй половине 1570 – 1580 гг. в Ризоположенском монастыре был устроен посвящённый Евфросинии Суздальской придельный храм. Пространная похвала Евфросинии Суздальской включена в Похвальное Слово русским святым, составленное иноком Григорием, автором Жития Евфросинии Суздальской. Она упоминается под 25 сентября в «Палинодии» архимандрита Киево-Печерского монастыря Захарии (Копыстенского) 1621 г., в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг.  (Российская государственная библиотека), в других рукописных святцах. Её имя включено в «Описание о российских святых» с датой преставления – 6750 (1241/42) г. (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.). В XIX в. святой был составлен акафист. По крайней мере, с середины XIX в. до конца 1920 гг. 25 сентября, в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский монастырь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля. К празднику была приурочена Евфросиниевская (Преподобенская) ярмарка. В 1998 г. по случаю 300-летия обретения мощей Евфросинии Суздальской в Суздале состоялись крестный ход и научно-церковные чтения, организованные Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

 



 
PR-CY.ru