ЕВРАЗИЙСТВО - Страница 14

Н.Н. Алексеев для обозначения того же класса руководителей государства ввёл термин «государственные слуги», указывая, что западная система политических партий неприменима для Евразии и должна быть замещена представлением об особом классе людей, «служащих интересам народа». Крайне важной в евразийской общественно-политической мысли была разрабатывавшаяся Н.С. Трубецким, Н.Н. Алексеевым и Л.П. Карсавиным идея «идеократии», обобщавшая суть политических теорий евразийства. Под «идеократией» Н.Н. Алексеев предлагал понимать социальный и государственный строй, в основе которого лежит единая и единственная государственная идея. Такой идеей евразийцы считали идею православной государственности: по их утверждению, национальная идея России должна слиться с идеей православия. Такая «идея-правительница» (т.е. господствующая идеология) призвана создать общество, достойное этой идеи, т.е. государство идеократического типа, по своим характерным чертам очень сходное со средневековой теократией. По мнению Н.Н. Алексеева, на смену классовым организациям (существовавшим в СССР) должны прийти организации «государственно-идеологические, внеклассовые и надклассовые», политические партии старого парламентского типа должны уступить место новым организациям корпоративного, профессионального или территориального характера. Внешняя схожесть концепции «идеократии» с аналогичными европейскими концепциями, использовавшимися идеологами фашизма, заставляла многих мыслителей русской эмиграции предупреждать об опасности вырождения евразийства в фашистскую идеологию. Евразийцы отвечали на подобные обвинения указанием на то, что итальянский и германский фашизм, как и русский коммунизм, представляют собой извращённую форму идеократии, поскольку для этого принципа общественного устройства определяющим является то, какая именно идея правит обществом. Вместе с тем реальные результаты «идеократических» государственных экспериментов в Италии, Германии и СССР оттолкнули большую часть евразийских теоретиков, в том числе Н.С. Трубецкого и Н.Н. Алексеева, от прямолинейных авторитарных конструкций, которых они придерживались в 1920 гг. Н.С. Трубецкой в переписке прямо указывал на то, что признаёт ошибочность концепции «идеократии», поскольку её практическая реализация приводит к укреплению очередного тоталитарного режима, и в качестве альтернативного пути указывал на необходимость внутреннего творческого преображения культуры общества на основе религиозных ценностей. Религиозно-мировоззренческие построения сторонников евразийства отличались значительным концептуальным разнообразием. Однако, несомненно, общим для всех участников движения на различных этапах его развития было признание православия единственной религиозной силой, способной стать основой самобытной культуры России и шире – Евразии. Принятие православия Русью в X в. рассматривалось евразийцами как «решающее событие русской истории». Согласно Г.В. Вернадскому, «с тех пор до XVIII века по крайней мере, а в значительной степени и до наших дней, Православная Церковь остаётся главным распорядителем духовной жизни русского народа».

 



 
PR-CY.ru