Словарь по христианству Е ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО

ЕВРАЗИЙСТВО – первоначально идейно-мировоззренческое, затем также общественно-политическое движение, в основании которого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира», расположенного между Европой и Азией и отличающегося от обеих в геополитическом и культурном плане. Как организованное движение евразийство возникло к 1921 г. среди молодых интеллектуалов русской эмиграции, выдвинувших программу преобразования всей системы культурных и мировоззренческих установок, результатом которого должно было стать духовное размежевание с Европой, призванное открыть для России и сопредельных стран, составляющих вместе Евразию, новый, свойственный только им путь духовного и общественно-политического развития. Впервые идеи евразийства как чётко выраженного направления мысли прозвучали публично 3 июня 1921 г. на заседании религиозно-философского кружка в Софии в докладах князя Николая Сергеевича Трубецкого (1890–1938 гг.) и Георгия Васильевича Флоровского (1893–1979 гг.). В начале августа того же года вышел из печати сборник статей, озаглавленный «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения» (Утверждение евразийцев; Книга 1). По словам одного из авторов сборника, Петра Николаевича Савицкого (1895–1968 гг.), статьи евразийского сборника резко отличались от подавляющего большинства современных им произведений своим жизнеутверждающим тоном: связанные с революцией события в России авторы оценивали как решающий катаклизм всемирной истории, как нечто, открывающее «правду религиозных начал». Основателями движения евразийства и авторами сборника выступили пять молодых русских эмигрантов: князь Александр Александрович Ливен (1896–1949 гг.), впоследствии священник, вдохновивший друзей на издание евразийского сборника, но ничего в нём не опубликовавший; лингвист и философ Николай Сергеевич Трубецкой; философ, богослов, историк культуры Г.В. Флоровский (впоследствии священник); музыковед и публицист Пётр Петрович Сувчинский (1892–1985 гг.); географ и экономист П.Н. Савицкий. Вскоре к ним присоединились историк литературы и литературный критик князь Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939 гг.), историк и философ Лев Платонович Карсавин (1882–1952 гг.), историк Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973 гг.), правовед и философ Николай Николаевич Алексеев (1879–1964 гг.). Некоторое время к евразийскому движению примыкали историк Мстислав Вячеславович Шахматов (1888–1943 гг.), культуролог Пётр Михайлович Бицилли (1879–1953 гг.) и др. В своём развитии евразийство прошло три этапа. Первый (самый короткий, но самый плодотворный) продолжался до конца 1923 – начала 1924 гг. В этот период основным предметом размышлений евразийцев являлось обоснование необходимости для России самобытного пути развития. Эта самобытность различным образом интерпретировалась ведущими представителями евразийского движения, поскольку уже при зарождении евразийства его основоположники пытались согласовать, по крайней мере, три различные мировоззренческие установки: натурализм П.Н. Савицкого, культуроцентризм Н.С. Трубецкого и христоцентризм Г.В. Флоровского. Идеи каждого из участников движения оплодотворяли мысль остальных, позволяли почувствовать меру условности всякой формулировки и побуждали бережно относиться к общему духовному контексту мысли.

 



 
PR-CY.ru