ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви

ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви. По определению первого единоверческого епископа Симона (Шлёнова), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от неё в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». В XIX – начале XX в. единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Стоявший у истоков богослужебной реформы Русской церкви в середине XVII в. Патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) не был принципиальным противником старого обряда. Он дозволял одному из вождей старообрядчества (протопопу Иоанну Неронову) совершать богослужение по старопечатным Служебникам и Требникам. В типографии основанного патриархом Никоном Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божьей Матери монастыря в 1658 г. был издан Часослов, где Символ веры напечатан в «старообрядческой» редакции, положено сугубить аллилуию (в исправленном богослужении аллилуия поётся трижды). В начале XVIII в. встречается несколько фактов единства старообрядцев с православной церковью. Так, терские казаки почти до середины XVIII в. пребывали в единении с православной церковью и в подчинении Астраханскому епископу, держась в то же время двоеперстия и некоторых других дореформенных обрядов. Однако подобные случаи были исключениями. После Большого московского Собора 1666 – 1667 гг., анафематствовавшего старые обряды и придерживавшихся их, правительственная политика была направлена преимущественно на искоренение старообрядчества. Массовые обращения старообрядцев к православной церкви начались в правление императрицы Екатерины II, при которой политика в отношении к последователям «старой веры» была смягчена. В сентябре 1763 г. Синод объявил о том, что употребление двоеперстия не должно считаться признаком раскола, в марте следующего года был издан манифест императрицы, распространявший постановление Синода о двоеперстии на все старые обряды. В 1765 г. архимандрит Платон (Левшин) издал книгу «Увещание в утверждение истины и в надежду действия любви евангельской», в которой говорилось о единении веры при разности обрядов. Книга стала своеобразным руководством для рассмотрения возможности присоединения старообрядцев к православной церкви с сохранением для них дореформенных чинопоследований, на неё ссылались старообрядцы в ранних прошениях о воссоединении. Первым, кто практически осуществил мысль о единоверии, был Славянский и Херсонский архиепископ Никифор (Феотоки). В 1779 г. к нему обратились старообрядцы – выходцы из Молдавии, жившие в селении Знаменка Елисаветградской провинции Новороссийской губернии, с просьбой предоставить им освящённый храм и рукоположить священника из их среды для служения по старопечатным книгам. В Знаменке был построен храм для присоединившихся старообрядцев, архиепископ Никифор позволил им использовать старопечатные книги и прислал православного священника Стефана Попова.

 



 
PR-CY.ru