ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 4

Митрополит Платон ограничил возможность причащения православных у единоверческих священников «крайней нуждой», если бы «в смертном случае» не нашлось православного священника. И в том и в другом случаях иерарх желал предупредить переход православных в единоверие. В таком переходе он видел несоответствие цели единоверия, которое считалось уступкой старообрядцам, «в неведении погрешающим», и рассматривалось только как ступень к полному единению с Русской церковью, в том числе и в обряде. Отсутствие ограничений для присоединения к единоверию, по мысли митрополита Платона, могло послужить соблазном для некоторых православных, подобно старообрядцам придававшим слишком большое значение обрядовой стороне церковной жизни. В первые же годы после утверждения правил единоверия образовались единоверческие приходы в Москве (1801 г.), Калуге (1802 г.), Екатеринбурге (1805 г.), Костромской епархии (1804 г.) и др. Важным для существования единоверия стало учреждение 31 декабря 1818 г. указом Синода единоверческой типографии при московской Троице-Введенской церкви для печатания богослужебных книг в дореформенной редакции. В 1849 г. в единоверческой типографии было выпущено 7,2 тыс. экз. книг, в 1854 г. – 9,6 тыс. экз., книги получали широкое распространение, использовались в том числе старообрядцами. В царствование Александра I (1801–1825 гг.) отношение правительства к старообрядчеству было мягким, по правилам 1822 г. старообрядцы могли принимать беглых из православной церкви священников, вследствие чего положение единоверия пошатнулось. Немало единоверцев возвращались в старообрядчество. В первую очередь, единоверцев не удовлетворяло отсутствие собственных архиереев. Кроме того, присоединиться к единоверию могли только старообрядцы, записанные как таковые во время ревизий (записные), в то время как большое число фактических последователей «старой веры», номинально писавшихся православными, не могли стать единоверцами. С восшествием в 1825 г. на престол императора Николая I отношение правительства к старообрядчеству ужесточилось. Изданные при Александре I постановления относительно нежелательности полемики православного духовенства со старообрядцами о вере были отменены, раздавались призывы к борьбе с церковным расколом, в которой одним из главных средств должно было служить единоверие. Укрепление единоверия при императоре Николае I стало следствием административных мер в пользу единоверия (единоверцы были уравнены в гражданских правах с православными) и против старообрядцев. В 1854 г. не без административного воздействия единоверии проникло в центры старообрядчества – на Преображенское и Рогожское кладбища в Москве. 3 апреля 1854 г. Московский митрополит Филарет (Дроздов) освятил на мужкой половине федосеевской Преображенской общины единоверческую часовню во имя святителя Николы, 19 декабря там была освящена единоверческая Крестовоздвиженская церковь, в 1857 г. – Успенская церковь, в 1866 г. всё мужское отделение Преображенского кладбища было обращено в Никольский единоверческий монастырь.

 



 
PR-CY.ru