ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 2

Действия архиепископа Никифора были встречены в Синоде с неудовольствием, что побудило архиерея представить в свою защиту «Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки...», ставшее первой апологией единоверия. Архиепископ Никифор веско обосновал первенство догматов веры над обрядами и показал одновременное существование в разных поместных церквах различных обрядов. Воссоединение старообрядцев Знаменки было оставлено без последствий и оказало положительное влияние на воссоединение с православной церковью старообрядцев Стародубья (ныне Брянская область). Стародубье стало тем местом, откуда пошло массовое движение в старообрядчестве с целью примирения с православной церковью. Инициатором движения был принадлежавший к дьяконову согласию инок Никодим. С 1765 г. на протяжении 19 лет он занимался поисками епископа для старообрядцев, в 1768 г. с этой целью ездил в Грузию, участвовал в посылке ходоков на христианский Восток за древлеправославным архиереем в 1779 и 1781 гг. В 1781 г. Никодим вместе со священником Михаилом Калмыком побывал у наместника Малороссии графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, который предложил им обратиться к императрице и Синоду с прошением о назначении для старообрядцев архиерея. В следующем году граф П.А. Румянцев-Задунайский представил Никодима императрице Екатерине II, обещавшей, что старообрядцам поставят священников и епископа, если они согласятся присоединиться к православной церкви. Начались поиски архиерея в России, но ни живший на покое Тихон Задонский, ни Крутицкий епископ Сильвестр (Страгородский), ни Рязанский епископ Палладий (Юрьев) не дали согласия. В 1783 г. Никодим подал генерал-губернатору Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний князю Григорию Александровичу Потёмкину прошение в Святейший Синод, подписанное 1,5 тыс. старообрядцев из Стародубья, о соединении с православной церковью. Прошение содержало 12 пунктов, главные из которых касались снятия клятв на старые обряды, дозволения совершать богослужение по старопечатным книгам и назначения хорепископа, который, подчиняясь непосредственно Синоду, управлял бы делами всех старообрядцев. Князь Г.А. Потёмкин составил к проекту перечень замечаний и объединил его со своим планом заселения Новороссии. Согласно этому плану, при переселении в Таврический край старообрядцы получали епископа. Однако после смерти инока Никодима 12 мая 1784 г. проект учреждения старообрядческой иерархии в лоне Российской церкви не был реализован. Результатом усилий стародубских дьяконовцев стало позволение Синода в 1787 г. православным священникам совершать богослужение в стародубских слободах по старопечатным книгам. Старообрядцы, принимавшие православных священников, стали называться соединенцами, образовав небольшое новое согласие. В первые годы царствования императора Павла I соединенцы появились в Казани, Нижнем Новгороде, Торжке, Твери, Санкт-Петербурге и других городах. При этом соединяющиеся с православной церковью старообрядческие общества стремились добиться для себя собственных условий соединения. Такое положение не могло существовать долго, требовалось выработать единые правила, необходимость которых признавало и правительство, вынужденное высказать своё отношение к единоверию.

 



 
PR-CY.ru