ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 9

В работе съезда под председательством архиепископа Антония (Храповицкого) участвовали 256 депутатов, 20 православных архиереев, в том числе Московский митрополит Владимир (Богоявленский), присутствовал представитель Константинопольского патриарха архимандрит Иаков. Программа съезда включала пересмотр правил единоверия, обсуждение порядка богослужения в единоверческих церквах, организации «общества единоверцев» (приход, благочинные, съезды, братства и т.п.), устройства общего управления единоверием, ходатайство о поставлении особого епископа для единоверцев, изложение желательной для единоверцев постановки вопроса о клятвах Собора 1666–1667 гг., рассмотрение возможности привлечения в лоно церкви старообрядцев. Съезд постановил ходатайствовать перед Синодом об изменении пятого и одиннадцатого пунктов правил единоверия, накладывавших ограничения на присоединение к единоверию, а также об отмене дополнений митрополита Платона к правилам единоверия, устанавливавших взгляд на единоверие как на временное явление. Съезд признал равночестными старые и исправленные обряды Русской церкви – ни те ни другие не должны быть порицаемы. Съезд вынес резолюции о внутренней жизни единоверия, которая должна быть организована на строгом проведении принципа соборности, о богослужении, признал унисонное крюковое пение единственно правильным для единоверческих храмов и школ. Съезд ходатайствовал об открытии второклассных учительских православно-старообрядческих школ для подготовки преподавателей в приходские единоверческие училища. Вопросы об иерейском единоверческом училище и о единоверческих монастырях остались открытыми. Большая часть решений съезда не была исполнена до Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., но они стали основой будущего переустройства единоверия, происшедшего на Поместном Соборе. 23–29 июля 1917 г., незадолго до начала работы Поместного Собора, в Нижнем Новгороде под председательством Уфимского архиепископа Андрея (Ухтомского) прошёл второй Всероссийский съезд единоверцев, в работе которого приняли участие 216 делегатов. На съезде решались вопросы о единоверческих епископах и об отмене соборных клятв, об устройстве единоверческих учебных заведений, о печатном органе единоверцев и о работе Совета Всероссийских съездов православных старообрядцев. Были избраны делегаты на Поместный Собор и кандидаты на предполагавшиеся епископские кафедры. В 1917 г. в России насчитывалось около 600 единоверческих приходов, девять мужских монастырей, девять женских обителей, женская монашеская община (учреждена в Твери в 1905 г.). 7(20) февраля 1918 г., во время второй сессии Поместного Собора, состоялось обсуждение доклада отдела Предсоборного совета по единоверию и старообрядчеству об устроении единоверия. Докладчиками должны были выступить митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий) и протоиерей Симеон Шлеёв. Однако ввиду невозможности для митрополита Антония, находившегося в Киеве, из-за военных действий прибыть в Москву вторым докладчиком был избран Челябинский епископ Серафим (Александров) – давний оппонент протоиерея Симеона по вопросам о задачах единоверия.

 



 
PR-CY.ru