ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 8

В провинциальные приходы были отправлены выборные представители трёх санкт-петербургских единоверческих церквей, собиравшие подписи на прошениях об учреждении единоверческой епископской кафедры и о назначении на неё архиепископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). Вдохновителем и организатором этой работы явился священник Симеон. В августе 1905 г. он издал программную брошюру «К вопросу: какой епископ нужен единоверию?» Священник Симеон писал: «Единоверцы те же православные и имеют право не выделяться в полуцерковь, а имеют все основания быть в той же Церкви, в коей и православные, быть притом с епископом, единомысленным с ними и в обрядах». В брошюре описаны особенности единоверческих приходов: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдётся и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов» (быт единоверцев подробно описан И.С. Шмелёвым в романе «Лето Господне»). К осени 1905 г. было собрано около 120 приговоров из 31 епархии, присоединявшихся к ходатайству трёх санкт-петербургских единоверческих церквей о епископе, и в декабре того же года прошение было передано в Синод. Суждение по нему должен был высказать шестой отдел Предсоборного присутствия, занимавшийся вопросами единоверия, старообрядчества, внутренней и внешней миссии. Заседания отдела возглавлял архиепископ Антоний (Храповицкий), который привлёк к работе священника Симеона Шлеёва. Отношение отдела к прошению единоверцев было положительным, но 15 декабря 1906 г. работа Предсоборного присутствия по указу императора была прекращена. Тем не менее, поставленные вопросы и намеченные пути решения во многом определили ход дальнейших дискуссий вплоть до обсуждений на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Немалое значение в истории единоверия сыграл издававшийся священником Симеоном Шлеёвым в 1906–1908 гг. в Санкт-Петербурге журнал «Правда православия». В журнале впервые были напечатаны главы опубликованного в 1910 г. капитального труда священника Симеона «Единоверие в своём внутреннем развитии: (В объяснение его малораспространённости среди старообрядцев)». В 1906–1909 гг. прошли Курский, Вятский и Московский епархиальные съезды единоверцев, послужившие подготовительным этапом к созыву в январе 1912 г. в Санкт-Петербурге первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев).

 



 
PR-CY.ru