ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 6

Не менее важным, чем вопрос о единоверческом епископе, был вопрос об отмене клятв на старые обряды Собора 1666–1667 гг. Ещё стародубские дьяконовцы во главе с иноком Никодимом первым пунктом прошения о воссоединении ставили вопрос о разрешении клятв Собора 1666–1667 гг. через сношение «со святейшими четверопрестольными патриархами». При учреждении единоверия этот вопрос не был решён окончательно. По словам Московского митрополита Филарета, «предшественники-архипастыри, приемля в общение церковное приходящих от раскола единоверцев и разрешая их от проклятия, положенного на раскольников Собором 1667 г., предположили только согласие восточных патриархов, а не испросили сего согласия посредством сношения». Стремление Московского святителя разрешить вопрос о клятвах Собора 1666–1667 гг. сношением с восточными патриархами было одобрено 27 февраля 1859 г. императором, но в дальнейшем не привело к каким-либо результатам. В 1877–1878 гг. в Синод было подано несколько прошений от единоверцев из разных городов о пересмотре ряда правил 1800 г., препятствовавших распространению единоверия. В ответ Синод в 1881 г. издал определение о дополнении отдельных пунктов правил 1800 г. В определении был подтверждён прежний взгляд на единоверие как на переходную ступень к объединению старообрядцев с православной церковью. Внесённые Синодом в правила 1800 г. небольшие поправки не изменили основного содержания, большую часть прошений единоверцев Синод не удовлетворил. Основные пункты дополнений были следующими: Синод предоставил право крестить детей, рождённых от браков православных с единоверцами, по желанию в православной или единоверческой церкви. Пятый пункт правил Синод дополнил разрешением присоединяться к единоверию тем из незаписных старообрядцев, которые не менее пяти лет уклонялись от участия в таинствах православной церкви. Синод подтвердил, что православные могут обращаться к единоверческим священникам «для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения лишь в особо уважительных случаях... с тем чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие». Ещё одно ходатайство от единоверцев поступило в Синод в 1885 г. В нём содержалась просьба об издании постановления, разъясняющего, что «православная Греко-Российская Церковь не утверждает и не разделяет тех порицательных выражений о именуемых старых обрядах, которые содержатся в противораскольнических сочинениях прежнего времени». В 1886 г. Синод издал «Изъяснение», в котором ответственность за «жестокословные порицания» старых обрядов, присутствующие в полемических сочинениях, возложена на авторов этих сочинений, при этом в «Изъяснении» отмечены «высокие достоинства» этих трудов. В прошении единоверцев 1890 г. были вновь подняты вопросы о свободном переходе старообрядствующих православных в единоверие, о свободном общении православных с единоверцами в таинствах причащения, брака и в других случаях церковной жизни (о возможности крещения детей, рождённых от браков православных с единоверцами, в единоверческих храмах, о допущении православных детей в единоверческие школы). Это ходатайство не имело последствий.

 



 
PR-CY.ru