ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 5

Начиная с 1829 г. единоверие вводилось на Иргизе. В единоверческие были обращены иргизские старообрядческие монастыри (Нижневоскресенский мужской в 1829 г., Никольский мужской и Успенский женский в 1837 г., Преображенский мужской и Покровский женский в 1841 г.), большая часть их насельников, не пожелавших присоединиться к единоверию, ушла с Иргиза. Единоверческими стали также старообрядческие монастыри в Черниговской епархии (мужские Малиноостровский и Покровский в 1847 г., женский Казанский в 1850 г.), в Нижегородской епархии (мужские Высоковский в 1829 г. и Благовещенский на Керженце в 1849 г., женские Абабковский Никольский и Медведевский Покровский в 1843 г., Осиновский в 1850 г.), в Могилёвской епархии (Макариевский мужской в 1844 г., возведён в число штатных обителей первого класса в 1848 г.). Учреждались новые единоверческие обители: Воскресенский мужской монастырь в Оренбургской епархии (1849 г.), женский монастырь на Всехсвятском единоверческом кладбище в Москве (1862 г.) и др. В 1860 гг. к единоверию присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: епископ Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов), епископ Коломенский Пафнутий (Овчинников), впоследствии вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого монастыря Иоасаф, архидиакон Филарет, иеродиакон Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывший епископ Тульский, и протодиакон Кирилл, затем Иустин, епископ Тульчинский, архимандрит Викентий, священноинок Козьма и иеродиакон Феодосий. В 1868 г. к единоверию присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднёв), ставший настоятелем Никольского единоверческого монастыря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к единоверию присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из единоверия в старообрядчество в либеральное царствование Александра II. Во второй половине XIX в. единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, не только предлагавших изменение отдельных пунктов правил 1800 г., но и коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и единоверию. В 1864 г. был составлен проект переустройства единоверия во Всестарообрядческую церковь, куда вошли бы также старообрядцы – поповцы и беспоповцы, с полной, независимой от Синода старообрядческой иерархией (её частью должна была стать в том числе Белокриницкая иерархия, но её епископам не дозволялось бы участвовать в хиротониях). Авторами проекта были единоверцы московский купец И.И. Шестов, казанец А. Петров, екатеринбуржец Г. Казанцев и санкт-петербургский единоверческий священник Иоанн Верховский. Проект был изложен во Всеподданнейшей записке от единоверцев Москвы и других городов и в прошениях московских и екатеринбургских единоверцев на Высочайшее имя. В том же году Г. Казанцев, не признававший Белокриницкую иерархию, вместе с единомышленниками подал отдельное прошение на Высочайшее имя с просьбой о даровании епископов только единоверцам. На все просьбы последовал отказ с воспрещением подавать в будущем подобные прошения.

 



 
PR-CY.ru