ЕДИНОВЕРИЕ в Русской православной церкви - Страница 10

В ходе полемики был достигнут компромисс, и 22 февраля (7 марта) Собор принял постановление о единоверии, в котором единоверцы впервые были названы чадами единой святой соборной и апостольской церкви, «кои с благословения Поместной Церкви при единстве веры и управления совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада». Собор постановил, что «единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются по определению Собора или по поручению правящего архиерея особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея» (по смыслу текста имеются в виду викарные епископы, которые, однако, нигде так не называются, поскольку против использования этого незнакомого древнерусской практике наименования категорически возражали единоверцы). Единоверческие епископы могут посещать как единоверческие, так и по поручению епархиального архиерея православные приходы и служить в них по общепринятому в православной церкви чину. Кандидаты в единоверческие епископы должны избираться на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего архиерея, избранные единоверческие епископы поставляются православными и единоверческими архиереями. Собор подтвердил принцип выборности ставленников на все церковно- и священнослужительские должности у единоверцев, включая епископские, и постановил учредить единоверческие кафедры: Охтинскую в Петроградской епархии (местожительство епископа в Петрограде), Павловскую в Нижегородской епархии (местожительство епископа в селе Павлове), Саткинскую в Уфимской епархии (местожительство епископа в Воскресенском единоверческом монастыре близ города Златоуста) и Тюменскую в Тобольской епархии (местожительство епископа в Тюмени). В единоверческих церквах и обителях должно строго сохраняться древнее пение и древний чин службы. Единоверцам было предоставлено право собираться на епархиальные, окружные и всероссийские съезды. Переход единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы, совершается беспрепятственно. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, должны открываться начальные и высшего разряда, а также пастырские училища для подготовки преподавателей в единоверческие учебные заведения и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом. Постановление Собора 1917–1918 гг., хотя и не отражало всех пожеланий единоверцев (в частности, не были сняты клятвы Соборов 1656, 1666–1667 гг.), явилось огромным шагом вперёд в русской церковной жизни. Большое влияние на принятие соборного решения оказало развитие отечественной историко-богословской науки, прежде всего, трудов профессоров Н.Ф. Каптерева, Е.Е. Голубинского (Московская духовная академия), Н.Д. Успенского (Санкт-Петербургская духовная академия), А.А. Дмитриевского (Киевская духовная академия) и др. Их исследования показали, что дониконовская русская богослужебная практика имеет древние корни, а исправление богослужебных книг (против необходимости исправлений не возражали и ревнители церковной старины) в ходе книжной справы середины XVII в. осуществлялось не по древним греческим текстам, а, главным образом, по юго-западнорусским книгам.

 



 
PR-CY.ru