Словарь по христианству Е ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (около 315 – 403 гг.) – епископ города Констанции (древний Саламин, ныне пригород Фамагусты, Кипр), отец и учитель церкви, богослов-полемист, ересеолог. Основными источниками о жизни Епифания Кипрского являются его собственные сочинения, отдельные замечания к ним в рукописях (например, анонимное предисловие к «Анкорату»), свидетельства современников: архимандритов Акакия и Павла, Василия Великого, Иеронима Стридонского, Александрийского архиепископа Феофила, Палладия   Еленопольского, церковных историков Сократа Схоластика и Созомена. Существуют также два Жития Епифания Кипрского. Первое (пространное), хотя и приписывается ученикам Епифания Кипрского – Иоанну и Полибию, в действительности написано гораздо позже чиновником из Констанции, опиравшимся на сочинения Епифания Кипрского, «Церковную историю» Созомена и добавившим множество вымыслов и легенд (заслуживающими доверия считаются лишь первые восемь глав, касающиеся юных лет Епифания Кипрского). Второе (краткое) во многом зависит от первого и потому также включает как достоверные, так и недостоверные данные. Некоторые биографические сведения содержатся в изречениях Епифания Кипрского, сохранившихся в сборнике «Apophthegmata Patrum» , однако достоверность этих сведений вызывает у исследователей сомнения. В новейшее время биография Епифания Кипрского рассматривается в ряде исследований, однако в его биографии остаётся немало неясностей. Точная дата его рождения неизвестна; исходя из сообщения Иеронима Стридонского о том, что в 393 г. Епифаний Кипрский был уже в глубокой старости, дату его рождения помещают между 310 и 320 г., обычно относят к 315 г. Согласно Созомену, он происходил из селения Бесандука, располагавшегося в окрестностях города Элевтерополя на юго-западе от Иерусалима по дороге в Аскалон. Хотя Созомен называет его «селением», это могло быть фамильное имение семьи Епифания Кипрского. В древних источниках данное место больше нигде не упоминается; предположительно оно находилось вблизи могилы пророка Аввакума, откуда и получило своё название. Несмотря на утверждение позднего Жития, где говорится, что Епифаний Кипрский был воспитан в иудейской вере, сам он в послании к императору Феодосию I Великому свидетельствует, что его родители были христианами и придерживались никейской веры. По вопросу о религиозной принадлежности Епифания Кипрского и его родителей существуют две точки зрения. Первая основывается на пространном Житии Епифания Кипрского, согласно которому он был воспитан в иудейской вере и только в зрелом возрасте принял крещение. Вторая опирается на приписываемое Епифанию Кипрскому «Послание к императору Феодосию», автор которого утверждает, что он с юного возраста был последователем никейской веры, так же как и его родители, которые родились в этой вере и твёрдо её придерживались. Последняя версия исследователям представляется маловероятной, если учесть, что сам Епифаний Кипрский родился за 10–15 лет до первого Вселенского собора. Исследователи полагают, что его родители были весьма состоятельными людьми, поскольку имели достаточно средств, чтобы отправить Епифания Кипрского на учёбу в Александрию.

 



 
PR-CY.ru