ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 38

Епифаний Кипрский изображается седовласым старцем с бородой клиновидной формы средней длины; как епископ облачён в подризник, фелонь (иногда крещатую), с омофором, палицей, в епитрахили, с Евангелием в руках. Одно из ранних изображений известно на фреске в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). В росписи храмов он изображается в декорации алтарной зоны: как святитель занимает одно из центральных мест в святительском чине, особенно в кипрских памятниках, как местночтимый святой, а также в целом ряде каппадокийских церквей. Изображение Епифания Кипрского представлено в росписи алтаря: каппадокийских храмов – в часовне №4а в Гёреме (первая половина X в.), в церкви Бахаттин-Саманлыгы (св. Константина) близ Белисырмы (конец X в.), в Токалы-килисе в Гёреме (конец X в.), в Дирекли-килисе в Белисырме (начало XI в.), в Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (первая четверть XI в.), в Эски-Гюмюш (вторая или третья четверть XI в.), в Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме (XI в.), в Каранлык-килисе в Гёреме (XI в.), в Джамбазлы-килисе в Ортахисаре (XIII в.) и др.; в кипрских храмах – в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/1106 г.), в церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (1192 г.), в церкви св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (XI в.), а также в мозаике собора Святой Софии в Киеве (1040 гг.), в росписи алтаря в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 г.), в церкви архангела Михаила в Риле, Болгария (рубеж XI и XII вв.), в церкви великомученика Пантелеимона в Нерези, Македония (1164 г.), и др. Образ Епифания Кипрского включён в большинство известных минейных циклов на май и представлен на миниатюрах рукописей (в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием Димитрия Солунского, Фессалоника, 1327–1340 гг.); в греко-грузинской рукописи XV в., так называемой Афонской книге образцов – Российская национальная библиотека, в настенных минологиях церквей (великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония; 1317–1318 гг.), Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.), Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (около 1350 г.), св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), в иконописных и гравированных минеях: на иконе на май (конец XVI в., Москва, Костромской музей), на иконе на май из церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (конец XVI в., Вологодский музей), на иконе «Минея годовая» (начало XIX в., Ульяновский краеведческий музей), на листовых гравюрах на каждый месяц года Григория Павловича Тепчегорского (1722 г.) и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.). В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730–1733 гг.) Епифаний Кипрский описан как «старец плешивый, с седою бородой». В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) о святом сказано: «…Подобием стар и сед власы, брада продолговата аки Власиева (Власия Севастийского), ризы святительския крестечныя, саккос; испод празелень, в омофоре, на главе шапка святительская, в руках Евангелие».



 
PR-CY.ru