ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 6

В качестве основания такого единства Епифаний Кипрский предлагал никейское вероисповедание, изменённое в той части, где речь шла о Воплощении. Для того чтобы исключить возможность савеллианства, в чём подозревали Павлина и его сторонников, Епифаний Кипрский обратил внимание на то, что он сам наставил их в необходимости исповедовать три Ипостаси. Однако Василий отказался последовать его совету, указав, что, во-первых, никейское вероисповедание не следует изменять и, во-вторых, Кесарийская церковь всегда признавала законным архиепископом Антиохийским Мелетия, рукоположённого ещё прежде Павлина и засвидетельствовавшего верность православию при императоре Констанции. Встав на сторону Павлина, Епифаний Кипрский разошёлся также с Аполлинарием Лаодикийским, против заблуждений которого он в 377 г. написал специальную главу в трактате «Панарион». В свою очередь, Аполлинарий выступил с критикой Епифания Кипрского и Павлина; в частности, написал два письма авторитетным египетским монахам и епископам, сосланным в Диокесарию Палестинскую, и епископу Диодору Тирскому, добиваясь их дружбы и призывая их порвать отношения с Епифанием Кипрским и Павлином, которого они вместе с Афанасием признавали законно избранным православным епископом Антиохийским. Аполлинарий призывал сторонников сохранить общение только с епископом Виталием Антиохийским и анафематствовать епископа Павлина и Епифания Кипрского. В 381 г., когда в Константинополе был созван второй Вселенский собор, Епифаний Кипрский, скорее всего, не принял в нём участия – его имя отсутствует в списке Кипрских епископов, участвовавших в Соборе. Это могло быть связано с тем, что на первых заседаниях Собора председательствовал Мелетий Антиохийский, права которого на свою кафедру были подтверждены этим Собором. После внезапной смерти Мелетия отцы Собора избрали в качестве его преемника не Павлина, а Флавиана I – сторонника Мелетия, что было также неприемлемо для Епифания Кипрского. Однако у исследователей есть основания предполагать, что Епифаний Кипрский оказал определённое влияние на внесение изменений и дополнений к Символу веры, принятому вторым Вселенским собором, окончательная формула которого очень близка к символу, приводимому Епифанием Кипрским в сочинении «Анкорат» (впрочем, многие исследователи считают символ в «Анкорате» позднейшей интерполяцией). В таком случае Епифаний Кипрский мог присутствовать на некоторых заседаниях Собора и покинуть его ещё до закрытия. Несмотря на решение Собора в пользу Флавиана, епископа Павлина продолжали поддерживать епископы Египта, Аравии, Кипра, Римский епископ Дамас и все западные епископы. В связи с этим Епифаний Кипрский в 382 г. вместе с Павлином отправился в Рим, чтобы принять участие в Римском соборе, созванном епископом Дамасом для решения разногласий между Западом и Востоком, в том числе по поводу антиохийского раскола. Вместе с ними в Рим в качестве переводчика прибыл и Иероним Стридонский, который до этого некоторое время подвизался в Халкидской пустыне недалеко от Антиохии, где в 378 г. был рукоположён епископом Павлином во пресвитера (в сане пресвитера он присутствовал на заседаниях второго Вселенского собора).

 



 
PR-CY.ru