ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 9

В ответ на угрозы Иоанна Епифаний Кипрский написал ему большое послание, в котором оправдывал свои действия. Помимо объяснений правомочности рукоположения Павлиниана ссылкой на то, что он рукоположил его в своём монастыре, который не относится к епархии епископа Иерусалимского, и следовал местному обычаю Кипрской церкви, в послании Епифаний Кипрский также указал на заблуждения Оригена и попросил Иоанна их осудить. Однако Иоанн не ответил, но отправил послание епископу Феофилу Александрийскому, ища его поддержки. Тогда Епифаний Кипрский написал послания палестинским епископам и монахам, приложив к ним послание к Иоанну и потребовав разорвать с ним церковное общение. В том же послании Епифания Кипрского к Иоанну был прямо назван еретиком друг Иоанна – Руфин Аквилейский. Когда спустя 18 месяцев Руфин узнал о том, что его старый друг Иероним перевёл это послание на латынь, он разорвал отношения с ним, равно как и с Епифанием Кипрским. Павлиниан был вынужден отправиться на Кипр под юрисдикцию Епифания Кипрского, но впоследствии посещал Иерусалим. Между тем Епифаний Кипрский продолжил борьбу с Иоанном Иерусалимским и в 396 г. написал послание к Римскому епископу Сирицию, как полагают исследователи, в ответ на послание последнего, написанное после жалобы Иоанна (или Руфина), в котором Сириций укорял Епифания Кипрского за его вмешательство в дела Иерусалимской церкви. В свою очередь, Иоанн Иерусалимский написал апологию к епископу Феофилу Александрийскому, в которой оправдывался от обвинений в оригенизме, выдвинутых против него Епифанием Кипрским и Иеронимом. Для опровержения этой апологии Иероним в конце 396 г. написал большое сочинение «Против Иоанна Иерусалимского», в котором показал, как Иоанн намеренно избегал открытого ответа на обвинения в оригенизме, прозвучавшие со стороны Епифания Кипрского. Однако на Пасху 397 г. в иерусалимском храме Воскресения между Руфином Аквилейским и Иеронимом произошло примирение, после чего Иоанн Иерусалимский вновь принял последнего в церковное общение. Несмотря на то, что впоследствии вражда между Иеронимом и Руфином Аквилейским возобновилась и даже привела к окончательному разрыву, Епифаний Кипрский уже не принимал в этом непосредственного участия. В 399 г. в Египте вокруг учения Оригена с новой силой возобновились споры, затем перекинувшиеся на Палестину и всколыхнувшие Константинополь. Начало их второй стадии, в которой Епифаний Кипрский также принял непосредственное участие, было положено активной деятельностью Александрийского епископа Феофила по борьбе с оригенизмом в среде египетского монашества. До 399 г. епископ Феофил симпатизировал оригенистам и был на стороне Иоанна Иерусалимского в его споре с Епифанием Кипрским, которого он в посланиях к Римским епископам Дамасу и Сирицию даже называл «еретиком и схизматиком». Однако впоследствии епископ Феофил изменил свой взгляд, изгнав из Нитрийской пустыни около 300 монахов-оригенистов, которые были вынуждены искать прибежища в других странах. Многие из них обосновались в Иерусалиме, 80 – в Скифополе. Через несколько месяцев около 50 из них, включая пресвитера Исидора и «Длинных братьев», прибыли в Константинополь, где подали жалобу на епископа Феофила императору и Константинопольскому епископу, которым в то время был Иоанн Златоуст.

 



 
PR-CY.ru