ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 3

У Епифания Кипрского сложились неплохие отношения с Элевтеропольским епископом Евтихием, который хотя и поддержал полуарианскую позицию Кесарийского епископа Акакия на Аримино-Селевкийском соборе в 359 г., но имел тайную склонность к никейскому православию, о чём позже свидетельствовал сам Епифаний Кипрский. По сообщению Иеронима Стридонского, Евтихий не только не воздвиг гонений на такого твёрдого никейца, как Епифаний Кипрский, но прислушивался к его советам. Как полагают исследователи, не в последнюю очередь с влиянием Епифания Кипрского связано то, что на Антиохийском соборе 363 г. Евтихий подписал соборное послание к императору Иовиану в защиту Никейского Символа веры и термина «единосущный». На протяжении игуменства Епифаний Кипрский поддерживал тесные дружеские отношения со своим духовным отцом Иларионом Великим, возглавлявшим основанный им монастырь в Палестине, располагавшийся недалеко от Газы. Однако в 362–363 гг. в результате религиозной политики императора Юлиана Отступника, направленной на восстановление язычества, монастырь Илариона был разрушен, а сам преподобный был вынужден покинуть Палестину и отправиться на Кипр. Туда же переселились многие духовные чада Илариона и близкие друзья Епифания Кипрского. У исследователей есть предположение, что после смерти Евтихия Элевтеропольского в 365 или 366 г. Епифаний Кипрский попытался занять его кафедру, но потерпел неудачу. В эти годы он часто бывал на Кипре у духовного отца и друзей. В конце концов, Епифаний Кипрский переселился на Кипр. В 367 г. (другая предполагаемая дата – 366 г.), когда умер Кипрский архиепископ (личность которого не установлена), епископы острова, хорошо знавшие о строгой подвижнической жизни Епифания Кипрского и его твёрдых православных убеждениях, избрали его архиепископом. По мнению исследователей, не последнюю роль в этом избрании сыграл Иларион, пользовавшийся большим уважением у предыдущего Кипрского архиепископа. Констанция, в которой располагалась кафедра Епифания Кипрского, к тому времени представляла собой большой столичный и портовый город, разрушенный в результате землетрясений 332 и 342 гг. и заново отстроенный императором Констанцием (древнее название города, Саламин, также употреблялось ещё при жизни святителя). Хотя формально Кипрская церковь подчинялась тогда Антиохийскому митрополиту, её фактическим правителем был архиепископ Констанции. В результате деятельности Епифания Кипрского на посту архиепископа сложились благоприятные условия для обретения Кипрской церковью автокефалии, которую она получила на третьем Вселенском соборе 431 г. вскоре после смерти Епифания Кипрского. Его епархия была столь обширной, что он, следуя местному обычаю, дозволял епископам, в частности, Филону и Феопрепию, епископам Карпасийским, рукополагать пресвитеров, диаконов и иподиаконов в отдалённых частях острова. По сообщению Созомена, очень скоро Епифаний Кипрский заслужил всеобщую народную любовь за заботу о местных жителях и о приезжих. В Констанции он начал строительство кафедральной базилики, впоследствии носившей его имя.

 



 
PR-CY.ru