ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ - Страница 7

Вместе с Иеронимом Епифаний Кипрский в Риме остановился в доме благочестивой римлянки Паулы, которая была наслышана о его добродетелях и с которой их впоследствии связывала длительная дружба. В 383 г., будучи проездом в Палестину на Кипре, Паула пробыла у Епифания Кипрского десять дней. В 385 г., после смерти епископа Дамаса, когда Иероним покинул Рим, он отправился сначала на Кипр к Епифанию Кипрскому, а оттуда они прибыли в Антиохию, где посетили епископа Павлина, после чего прибыли в Палестину, где Епифаний Кипрский нанёс визит больной Пауле в Вифлееме. В 387–393 гг. Епифаний Кипрский между заботами по управлению обширной епархией находил время посещать Палестину и бывать в монастыре в Бесандуке, с настоятелем которого он был в переписке. В одно из посещений Палестины, перед Пасхой 393 г., он вместе с Иерусалимским епископом Иоанном II Палеонидором отправился на праздничное богослужение в Вефиль. По дороге, проходя через селение Анавта (согласно Иерониму, Анаблата), Епифаний Кипрский зашёл в церковь и увидел там занавес с изображением Христа или какого-то святого. Он страшно возмутился, поскольку это, по его мнению, противоречило авторитету Священного Писания и христианской вере. Епифаний Кипрский сорвал занавес и отдал сторожам того места, чтобы они употребили его на погребение нищих, пообещав прислать им взамен другой. Как полагают ряд исследователей, этот случай и возникшее вследствие него критическое отношение Епифания Кипрского к иконам побудили его в 393 г. сначала написать специальное сочинение против тех, кто изготовляет иконы, а затем послание императору Феодосию, где он обращал внимание императора на то, что, по его мнению, почитание икон возвращает людей к идолопоклонству. Впоследствии эти и другие сочинения Епифания Кипрского против икон, приписывавшиеся ему, вызвали дискуссии в Византии в ходе иконоборческих споров VIII–IX вв. Во время пребывания в Палестине Епифаний Кипрский принял деятельное участие в оригенистских спорах, волновавших церковь в конце IV – начале V вв. Первая стадия этих споров началась со ссоры между иерусалимскими монахами. В Иерусалиме в монастырях Мелании Римляныни Старшей и Руфина Аквилейского, которые были хорошо знакомы со многими египетскими монахами-оригенистами, подвизавшимися тогда в Нитрийской пустыне (Альбином, Евагрием Понтийским, «Длинными братьями» и др.), изначально культивировалось почтительное отношение к имени и богословскому наследию Оригена. Этого не скрывали ни Мелания, ни Руфин, который пользовался уважением и доверием Иоанна Иерусалимского. Однако в других иерусалимских монастырях Оригена считали еретиком. Воспользовавшись этим, в 393 г. группа иерусалимских монахов во главе с неким Атарвием выступила с критикой учения Оригена и его почитателей в Иерусалиме – Руфина Аквилейского и, косвенно, Иоанна Иерусалимского. Атарвий обратился за советом к Епифанию Кипрскому, который, как полагают исследователи, находился тогда в Палестине, и тот посоветовал потребовать у подозреваемых в ереси формального осуждения Оригена, учение которого он сам ещё в 376 г. изобличил как еретическое.

 



 
PR-CY.ru