ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 19

Сцены из Жития Евфимия входят в состав росписи посвящённого ему придела собора Спасо-Евфимиева монастыря (1689 г., поновлены в 1867 г.), где представлены основные события жизни святого, обретение его мощей и посмертные чудеса. К XVII–XVIII вв. относятся три лицевые рукописи Жития преподобного, вероятно, суздальского происхождения: Исторический музей, 1670–1680 гг. (включает также лицевые Жития Евфросинии Суздальской и чтимого в Суздале мученика Александра Перского; к Житию Евфимия и службе ему относятся 27 миниатюр, в том числе два изображения святого перед началом текстов). На акварельном рисунке 1880 гг., вклеенном в сборник-конволют второй половины XIX в. (Нижегородская библиотека), Евфимий и Макарий предстоят образу Покрова Пресвятой Богородицы в облаках (имена подписаны на свитках в руках святых). Об устойчивости общерусского почитания Евфимия, сложившегося к началу Нового времени, свидетельствуют его многочисленные изображения в составе минейных циклов XVIII–XIX вв. (под 1 апреля, обычно рядом с Марией Египетской): на иконе-таблетке 1701 г. (Третьяковская галерея), на минейной иконе 1758 г. письма Игоря Ляпина (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии), в гравированных святцах Ивана Любецкого 1730 г., на иконе конца XIX в. (частное собрание) и др. В подобных произведениях образ Евфимия, как правило, имеет традиционную иконографию, однако в некоторых памятниках (лист гравированных святцев Григория Павловича Тепчегорского 1722 г., икона «Воскресение со Страстями, минеей и чудотворными иконами Богоматери» конца XVIII в., Ярославский музей) преподобный изображён в богослужебном облачении, включающем митру, и с Евангелием (что соответствует сведениям о его сане архимандрита). В минейном регистре росписи ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1694–1695 гг.) наряду с этими атрибутами присутствует омофор. Подобный вариант, соответствующий неточным сообщениям некоторых иконописных подлинников, предписывавших изображать преподобного как архиерея, с омофором и Евангелием, малоизвестен в памятниках Суздаля и, вероятно, возник в другом центре. На минейной иконе первой трети XIX в. из частного собрания (по-видимому, работы вязниковского иконописца Терентия Гагаева) под 1 апреля представлена очень редкая композиция погребения преподобного. В Новое время многие изображения Евфимия создавались в Нижнем Новгороде. Так, в 1861 г. для иконостаса Крестовоздвиженской церкви (ранее часовни) при нижегородском Печерском монастыре были исполнены изображения Евфимия, Дионисия и Макария. В 1869 г. для кафедрального Преображенского собора была написана икона чтимых в городе святых, на которой вместе с его основателем князем Георгием Владимирским представлены Сергий Радонежский (примиритель нижегородских и московских князей), Дионисий Суздальский, Макарий Унженский и Евфимий Суздальский. Вместе с Макарием и Дионисием (в монашеских одеждах) Евфимий представлен в стенописи конца XIX в. (поновлялась в XX в.) Печерской Преображенской церкви. Образцами местной иконописи являются икона Евфимия вместе с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими второй трети XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском монастыре Нижнего Новгорода); ростовая икона Евфимия Суздальского и Макария Унженского второй половины XIX в. из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Ветошкина Нижегородской области (в руках Евфимия свиток с текстом: «Господи, да будет на месте сем благословение Твое»).

 



 
PR-CY.ru