ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 17

В 1681 г., при митрополите Иларионе, для Рождественского собора столичным иконописцем Георгием Терентьевичем Зиновьевым был написан местный образ Христа Великого Архиерея (Владимиро-Суздальский музей), в нижней части которого помещены фигуры коленопреклонённых Евфимия и Сергия Радонежского (а не святителей Феодора и Иоанна, чьи мощи почивают в храме). Эта икона, напоминающая по замыслу икону Богородицы с Евфимием и архидиаконом первомучеником Стефаном из того же собора (не сохранилась), продолжает традицию совместных изображений суздальского преподобного и его «собеседника о Христе» Сергия Радонежского и, вероятно, отражает аскетические настроения митрополита Илариона, который до возведения на кафедру основал Флорищеву пустынь, где вёл строгую подвижническую жизнь. С преподобным Сергием, а также с Евфросинией Суздальской Евфимий был представлен на иконе, которая, согласно описи 1771 г., находилась в церкви Сретения Господня Евфросиниева Ризоположенского монастыря в Суздале. В той же описи упомянуты «вновь построенные» или вложенные отдельные образы преподобного, очевидно, напоминавшие иконы первой половины – середины XVIII в., где Евфимий изображён в молении Спасителю, с воздетым свитком (надпись: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами…»), причём иногда с широкой бородой, без куколя, с одетой поверх мантии епитрахилью вместо парамана (четырёхугольного плата). Во второй половине XVII – XIX вв. во Владимирской и Суздальской епархии довольно часто создавались иконы или ансамбли икон местных чудотворцев, в том числе Евфимия. Кроме несохранившейся иконы из Рождественского собора и фрески жертвенника Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря к ранним примерам таких композиций относились иконы местного ряда иконостаса собора суздальского Покровского монастыря, заказанные в 1674 г. вязниковскому иконописцу Михаилу Иванову Пономарёву казначеем архиепископа Стефана – старцем Иоасафом (Гребенщиковым; в 1686 г. иконостас был заменён новым). Евфимий был изображён вместе с Софией Суздальской; кроме того, в состав ряда входили иконы преподобной Евфросинии, святителей Иоанна, Феодора, Дионисия и Симона Суздальских. Другой вариант развёрнутой трактовки этой темы представлен упомянутой Василием Тимофеевичем Георгиевским иконой из Флорищевой пустыни, где были изображены святые Феодор, Иоанн, Симон, Дионисий, Евфимий и Евфросиния Суздальские, а также Димитрий Ростовский (судя по изображению последнего, икона была создана не ранее 1757 г.). Среди сохранившихся памятников подобного рода – композиция на оборотной стороне двустороннего образа из Воскресенской церкви в Суздале (первая треть XVIII в., Владимиро-Суздальский музей) – на свитке Евфимия необычная цитата (Пс. 39:2–3); икона святых Иоанна, Феодора, Евфимия и Евфросинии в молении Спасителю письма А.И. Татаринова (1791 г., частное собрание); образ тех же святых в молении Владимирской иконе Божьей Матери (1792 г., Владимиро-Суздальский музей; Евфимий представлен в схиме поверх мантии, с чётками в деснице, с короткой и широкой бородой); икона работы Дмитрия Мешкова, где к четырём изображениям суздальских святых добавлена фигура святителя Петра, митрополита Московского (начало XIX в., Владимиро-Суздальский музей); 3-створчатый складень с фигурами Евфимия и Евфросинии на левой створке, с композицией Введения Пресвятой Богородицы во храм в среднике и с Владимирской иконой Божьей Матери на правой створке (конец XVIII в., Владимиро-Суздальский музей); икона из Рождественского собора Суздаля (середина XIX в., Владимиро-Суздальский музей), написанная на доске горизонтального формата и, вероятно, первоначально установленная под какой-то иконой Божьей Матери (Евфимий изображён вместе со святыми Иоанном, Феодором, Симоном, Дионисием и Евфросинией, в схиме поверх мантии, с чётками в левой руке, в правой руке – свиток с надписью: «Не скорбите убо братия моя обитель моя»).

 



 
PR-CY.ru