ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 13

Одно из немногочисленных изображений Евфимия, относящихся к последней трети XVI в., помещено на шитой пелене 1570–1580 гг. (?) с образом Божьей Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (Владимиро-Суздальский музей), которая была обнаружена в 2005 г. в погребении Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресвятой Богородицы и, очевидно, принадлежала этому храму или архиерейскому дому. Преподобный (надпись: «Прпдбныи Еуфимеи Суждалскы») показан во главе нижнего из двух рядов коленопреклонённых святых вместе с Дионисием Суздальским, Евфросинией Суздальской и её женихом князем Миной; в верхнем ряду – святители Николай Чудотворец, Алексий Московский, Иоанн и Феодор Суздальские. Пелена, вероятно, созданная при Суздальском епископе Варлааме (1570–1584 гг.), уделявшем большое внимание прославлению местных святых, является первым примером распространённых впоследствии изображений Суздальских чудотворцев, среди которых Евфимий неизменно занимал почётное место. Суздальские святые, в том числе Евфимий, представлены на серебряных пластинах большого киота Корсунской иконы Божьей Матери (Владимиро-Суздальский музей), вложенного в 1590 г. в Спасо-Евфимиев монастырь местным вотчинником и царским приближённым Дементием Ивановичем Черемисиновым. Евфимий показан в одном вертикальном ряду с преподобными Сергием Радонежским, Кириллом Белозерским и Варлаамом Хутынским, в молении, с редкой иконографической особенностью – непокрытой головой, что свидетельствует о недостаточном знакомстве столичного серебреника с иконографией святого. Образ Евфимия также присутствует на архимандритской митре конца XVI в. из Спасо-Евфимиева монастыря, которая, согласно позднему преданию, принадлежала преподобному (Владимиро-Суздальский музей). Достаточно полное представление об иконографии Евфимия и о степени её распространения дают описи суздальских храмов конца XVI – XVII вв., а также описи некоторых церквей за пределами Суздальской епархии и актовые материалы. Первые упоминания отдельных икон преподобного относятся к 1580–1590 гг. Это, в основном, небольшие произведения, которые принадлежали лицам, связанным с Суздалем и со Спасо-Евфимиевым монастырём, и попадали в храмы других регионов в качестве вкладов. Так, в описи костромского Ипатиевского монастыря 1595 г. упомянута «большая пядница» с изображением преподобного, «во облаце Спасов образ», в драгоценном окладе. Икона близкой иконографии к 1620 гг. находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Опись суздальского Покровского монастыря 1597 г. сообщает не только о пяднице с единоличным изображением, но и об иконе Евфимия и Николая Чудотворца; как полагают исследователи, в обители был и второй образ подобного типа (упоминается без уточняющего эпитета «Суздальский»). Возможно, произведения такого рода появились под влиянием икон святителей Николая и Евфимия Новгородского (подобные иконы писались для новгородской Вяжищской обители), хотя традиция сопоставления святителя Николая и Евфимия известна по многим произведениям, находившимся в Спасо-Евфимиевом монастыре к середине XVII в.

 



 
PR-CY.ru