ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 15

В описи 1660 г. упомянуты и другие иконы Евфимия разного размера и иконографии, в том числе со Святой Троицей «в облаце» и в молении Спасу, а также три житийных произведения. В Спасо-Евфимиевом монастыре находился ряд произведений лицевого шитья с изображениями Евфимия, в том числе вклады князей Пожарских, покровительствовавших обители и почитавших её основателя. Среди них выделялся надгробный покров, отличавшийся особенно сложной иконографией, которая не имеет прямых аналогий среди покровов других русских святых: кроме храмового праздника Преображения Господня, представленного над главой преподобного (ср. изображения Святой Троицы на покровах преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского), по сторонам (в медальонах?) размещались фигуры Богоматери и святителя Николая. Выбор сюжетов соответствовал посвящению основных престолов монастыря (Преображенский собор с Никольским приделом, трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, храм Похвалы Богоматери), продолжая традицию сопоставления изображений Евфимия и святителя Николая и создания икон преподобного с фигурами Иисуса Христа и Богородицы по сторонам. Сходный принцип был положен в основу композиции сударя (пелены) с изображением Преображения Господня, предстоящими святителем Николаем и Евфимием и Деисусом вверху. Сохранилось несколько шитых произведений XVII в.: надгробный покров Евфимия традиционной иконографии (конец XVII – начала XVIII в., Владимиро-Суздальский музей); пелена (или сударь), с изображением Евфимия в рост и образом Еммануила в сегменте (Владимиро-Суздальский музей, этот памятник исследователи отождествляют с сударем, упомянутым в описи 1660 г.; в описи 1758 г. он фигурирует как подвесная пелена); шапка архимандрита (Исторический музей; очевидно, именно эта шапка упоминается в описи 1660 г. как отданная Суздальскому архиепископу Стефану), вложенная княгиней Феодорой Андреевной Пожарской между 1635 и 1651 гг., возможно, уже после смерти мужа, князя Дмитрия Пожарского, в 1642 г. (Евфимий изображён в составе 9-фигурного Деисуса в паре со святителя Алексием, митрополитом Московским); епитрахиль (Музей икон в Рекклингхаузене, Германия) – вклад княгини в 1640 гг. (Евфимий изображён в нижней части в паре с преподобной Феодорой; выше – Спас Вседержитель, образ Божьей Матери «Знамение», святитель Николай и три Московских святителя). Евфимий также представлен на одной из чеканных дробниц архимандритской шапки, вложенной княгиней Ф.А. Пожарской (Владимиро-Суздальский музей), и на обороте серебряного креста, сделанного для обители в 1629 г., при архимандрите Порфирии. У исследователей есть основания полагать, что иконы Евфимия находились в храмах вотчин Спасо-Евфимиева монастыря – прежде всего, там, где существовали престолы во имя преподобного. Это, например, храм приписного Мячковского Евфимиева во имя Василия Великого монастыря близ Гороховца, по преданию основанного Евфимием, с каменной церковью 1679 г. (упразднён в 1764 г.), церковь во имя мучеников Космы и Дамиана села Коровники близ Суздаля, один из храмов села Мугреева-Дмитриевского Южского района Ивановской области, храм Мещерской слободы на Оке (позднее город Горбатов, где в Троицком соборе существовал придел Евфимия), церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцове Щёлковского района Московской области, где до сих пор в приделе во имя Евфимия хранится его образ 1620–1630 гг., согласно надписи на обороте подаренный келарем Спасо-Евфимиева монастыря Иосифом Трусовым (преподобный в рост, в молении благословляющему Иисусу Христу в сегменте).

 



 
PR-CY.ru