ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 18

Среди Суздальских чудотворцев в сонме русских святых Евфимий показан и на подоле XVIII в., пришитом к саккосу Казанского митрополита Лаврентия (1660 гг., ГОМРТ). Изображения Евфимия были довольно распространены в Нижнем Новгороде, особенно в Печерском Вознесенском монастыре, где он принял постриг, там существовал престол во имя преподобного. Эти памятники близки к произведениям из Спасо-Евфимиева монастыря (традиция изображения Евфимия вместе с Николаем Чудотворцем), но отражают и местные обычаи (связь почитания Евфимия и Макария Унженского, который также был пострижен в Печерском монастыре Дионисием, будущим архиепископом Суздальским). Согласно писцовым книгам Нижнего Новгорода 1620–1621 гг., в Печерской обители находились местный образ Евфимия, двусторонние иконы Благовещения и Богоматери с фигурами святителя Николая, Евфимия Суздальского и Макария Унженского на обороте, 9-фигурный Деисус, включавший парные изображения Николая и Евфимия, а также икона на св. вратах, соседствовавшая с образами Макария и Дионисия. Образ Евфимия должен был находиться и в посвящённом ему приделе Крестовоздвиженской церкви, стоявшей на подворье Печерского монастыря в Нижегородском кремле. Многие из этих икон, очевидно, были созданы при восстановлении обители, перенесённой на новое место после оползня 1597 г. (в частности, иконы на св. вратах, судя по находившимся в их числе изображениям св. князей Бориса, Глеба и мученика Феодора (Стратилата?), относились к годуновскому времени). Местный образ Евфимия зафиксирован и в нижегородском Благовещенском монастыре, где также существовал придел во имя святого. Немного позднее, после возведения в Печерском монастыре каменных храмов, там появились другие произведения с изображением Евфимия, в том числе иконы Дионисия с Евфимием и Макарием (одна из них в надвратной Евфимиевой церкви, позднее освящённой во имя Дионисия и его учеников). Исследователи предполагают, что изображения Евфимия находились в приходских храмах Нижнего Новгорода, а также в Унженском и Желтоводском монастырях, основанных Макарием. Образ Евфимия встречается в росписях некоторых храмов XVII в.: церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г. (галерея Благовещенского придела, вместе с Евфросинией Суздальской, в том же компартименте представлен Макарий Унженский); Троицкого собора Макариева Калязинского монастыря 1654 г. (северная арка диаконника); церковь Димитрия Солунского в Ярославле 1680 гг. (апсида диаконника; изображён в числе преподобных, с непокрытой головой). В росписи церкви Николая Чудотворца в селе Мугрееве-Никольском Южского района Ивановской области (одна из вотчин князя Дмитрия Михайловича Пожарского), выполненной около 1791 г., иконография Евфимия необычна: седовласый старец облачён в священническую фелонь и митру, на груди панагия, в подписи назван преподобным архимандритом. Циклы Жития Евфимия не опубликованы и не изучены, их иконография сформировалась не позднее середины XVII в., возможно, уже во второй половине XVI в., после составления пространной редакции Жития преподобного. Древнейшие циклы, скорее всего, были представлены житийными иконами, пока известными только в Суздале; в описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. помянуты три таких произведения: два образа в иконостасе Евфимиева придела собора (там же находилась житийная икона Сергия Радонежского) и один в трапезной (очевидно, не сохранились).

 



 
PR-CY.ru