ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 16

В качестве заказчиков икон святого, вероятно, выступали покровители обители князья Пожарские. Несколько изображений Евфимия входит в состав росписи собора Спасо-Евфимиева монастыря, исполненной в 1689 г. костромской артелью во главе с Гурием Никитиным. Кроме житийного цикла в Евфимиевом приделе это ещё и ростовая фигура преподобного, помещённая в южной галерее, слева от портала храма (согласно описи 1660 г., на этом месте до создания росписи находилась аналогичная икона); рядом представлены суздальские преподобные жёны – Евфросиния и София (великая княгиня Соломония Сабурова). Необычна по иконографии композиция на северной стене жертвенника: в облаках на фоне райского сада изображена Богоматерь с Младенцем на престоле (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»), Которой молятся суздальские святые: в центре представлены коленопреклонённые святители Иоанн и Феодор, справа и слева от них – стоящие с воздетыми руками Евфимий и преподобная Евфросиния. Этот сюжет, отражающий почитание суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и монастырь, в то же время соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники. В других регионах России иконография Евфимия была известна по небольшим пядничным иконам, создававшимся по заказу монастыря для подношений знатным богомольцам и раздачи паломникам. В 1660 г. в казённой палате обители находилось двадцать таких икон на золоте и на красках. Во второй половине XVII в. 28 подобных икон в басменных окладах (очевидно, согласно обычаю, были посланы в Москву царю) хранились в кремлёвской Образной палате и икон, находившихся в Саввином Сторожевском монастыре. Историк и археолог Иван Егорович Забелин (1820–1908 гг.) сообщает об иконе Евфимия, стоявшей (по-видимому, в середине – второй половине XVII в.) в тайнике кремлёвской Грановитой палаты, откуда царицы и царевны наблюдали за происходившими в палате церемониями; не исключено, что это сообщение относится ко времени правления царя Алексея Михайловича, поскольку день преставления Евфимия совпадает с днём памяти Марии Египетской (1 апреля), тезоименитой святой царицы Марии Ильиничны. Распространению иконографии преподобного за пределами Суздальской епархии способствовало и то, что частицы его мощей передавались в другие епархии: изображения святого присутствуют на крышке небольшого мощевика XVII в. из новгородского Софийского собора (Новгородский музей; в рост) и на одной из пластин Кийского креста, созданного в 1656 г. по заказу патриарха Никона (изображение поясное, с непокрытой головой). Почитание Евфимия в Суздальской епархии в XVII в. отразилось в нескольких произведениях, созданных для кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1683 г. кроме «штилистового» образа преподобного там находились икона Божьей Матери «Одигитрия» (в местном ряду, слева от царских врат) с фигурами Евфимия и архидиакона первомученика Стефана «в подножии» (очевидно, создана по заказу архиепископа Стефана (1658–1660 и 1666–1679 гг.), икона, на которой образ Евфимия соседствовал с уникальным изображением суздальского блаженного Трофима, а также местная икона Суздальских чудотворцев, где, скорее всего, присутствовала фигура Евфимия).

 



 
PR-CY.ru