«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 12

32. Фессалоникийский архиепископ Симеон. «О молитве святой и божественной. О том, что все христиане должны молиться именем Христовым» (главы 296, 297 из «Диалога о Христе против всех ересей»). Главы, включённые в греческое «Добротолюбие», взяты из издания Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары. 33. «О словах святой молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”» (в русское «Добротолюбие» не включено; в греческом «Добротолюбии» опубликовано анонимно). Согласно рукописной традиции, автором этого сочинения является Эфесский митрополит Марк Евгеник. 34. «Толкование на (молитву) “Господи, помилуй”». 35. Симеон Новый Богослов. «О вере, 22-е огласительное слово». «Метод священной молитвы и внимания». Ряд современных учёных поставили под сомнение авторство этого сочинения, приписав его Никифору Исихасту или некоему неизвестному автору, жившему в эпоху, предшествовавшую паламитским спорам. Основное направление научной критики состояло в том, чтобы показать, что описание способа концентрации ума в сердце, содержащееся в «Методе...», не соответствует учению Симеона Нового Богослова. 36. Григорий Синаит. «Как должно каждому произносить молитву» (в русское «Добротолюбие» не включено). 37. «Из Жития Максима Кавсокаливита». Фрагмент из версии Жития преподобного Максима, принадлежащей монаху Ватопедского монастыря Феофану (впоследствии митрополит Перифеорийский). В избранном фрагменте, озаглавленном Феофаном «Об умной благодатной молитве», приведён текст беседы между Григорием Синаитом и Максимом Кавсокаливитом, в которой преподобный Григорий выступает в роли ученика, а Максим Кавсокаливит – в роли учителя. 38. «Из жития святого Григория». Начало текста основано на «Энкомии» Григорию Паламе, написанном его учеником Константинопольским патриархом Филофеем Коккином. Тексты № 33–38 включены в греческое «Добротолюбие» в вольном переводе на новогреческий язык, выполненном Макарием Нотарой или Никодимом Святогорцем. Основные жанры «Добротолюбия» – поучение, трактат, сотница, а также отдельные главы со свободной нумерацией. Агиографический жанр используется только в завершении книги, и как исключение в середине появляется повесть «Об авве Филимоне». Самый распространённый жанр – поучения в виде кратких глав, часто исчисляемых сотнями и в таком случае именуемых сотницами; он был широко распространён с V по XV в. в Византии. Жанр сотниц сложился как продолжение жанра античных сентенций, особо ярко представленного у поздних стоиков: в «Нравственных письмах» Сенеки к Луцилию, в «Руководстве» Эпиктета, в «Сентенциях» Секста и «Размышлениях» Марка Аврелия. У истоков этого жанра в христианской письменности стоит Евагрий; ему следуют многие авторы, произведения которых вошли в состав греческого «Добротолюбия»: Диадох Фотикийский, Марк Подвижник, Иоанн Карпафийский, Максим Исповедник, Фалассий Ливийский, Исихий Синаит, Эдесский епископ Феодор, Филофей Синайский, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат, Илия Экдик, Антоний Мелисса, Феогност, Григорий Синаит, Григорий Палама, Константинопольский патриарх Каллист II. Таким образом, в «Добротолюбие» входят сочинения 17 авторов, написанные в жанре сотниц, что составляет почти половину общего числа отцов «Добротолюбия».

 



 
PR-CY.ru