«ДОБРОТОЛЮБИЕ»

«ДОБРОТОЛЮБИЕ» – получившая широчайшее распространение в православном мире антология святоотеческих творений (с IV по XV вв.), по преимуществу посвящённых молитвенно-созерцательному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Добротолюбие» на греческом языке, имели хождение на Cвятой Афонской Горе уже в период расцвета исихазма в XIV в. В окончательном виде «Добротолюбие» было подготовлено к изданию бывшим Коринфским митрополитом Макарием Нотарой и Никодимом Святогорцем. В книгу вошли бережно отредактированные и систематизированные богатейшие материалы, собранные ими в рукописных святогорских хранилищах. До настоящего времени «Добротолюбие» остаётся основополагающей «энциклопедией» духовной жизни. Греческое слово, буквально озничающее любовь к благу или к прекрасному, в поздней античной и в христианской письменности имело обширный диапазон значений, что во многом обусловлено многозначностью самого понятия «благо». Более древняя глагольная форма означала «украшать, убирать, готовить, улучшать, ухаживать, очищать, говорить изящно». У ряда авторов слово «добротолюбие» почти отождествлялось с «любомудрием» (философией), как, например, у ритора Элия Аристида или у Августина Блаженного: «Что есть философия? Любовь к мудрости. Что есть филокалия? Любовь к красоте. Поищи у греков. А что такое мудрость? Разве она не является истинной красотой?». Иногда добротолюбие предстаёт как одна из добродетелей наряду с долготерпением, благодетельствованием, благочинием, красой и др. Для Григория Нисского «любовь к прекрасному» выступает синонимом образованности, а в одном из приписываемых ему сочинений это – всё устрояющий Промысл Творца. Григорий Богослов обозначает данным термином «красоту храма», а автор, произведения которого приписывались Ефрему Сирину («греческий Ефрем»), – «красоту одеяния» или «яств», которой не следует пленяться. В христианской традиции слово «добротолюбие» стало относиться также к «сборнику избранных отрывков», или «антологии». Так, Евсевий Кесарийский, правда, без всяких пояснений, упомянул, что Берилл, епископ Бострийский, вместе с посланиями и сочинениями «оставил различные добротолюбия». Исследователи считают, что, скорее всего, это были сборники, а не самостоятельные сочинения, хотя об их содержании им ничего не известно. Наиболее значительным памятником древнехристианской письменности, получившим такое название, стал сборник отрывков из сочинений Оригена, собранных Василием Великим и Григорием Богословом в Аннисе, месте их юношеских совместных подвигов, в 358/359 г. Как явствует из вступления, каппадокийские отцы назвали составленный ими сборник «Филокалия» (т.е. «Добротолюбие») и отправили его Тианскому епископу Феодору, чтобы тот получил от него пользу и в умственном, и в духовном отношении. Феофан Затворник в русском «Добротолюбии» называет «Библиотеку» Констинтинопольского патриарха Фотия «филокалией», возможно, потому, что в некоторых кодексах «Библиотеки» пересказывалось содержание творений аскетических отцов (например, Диадоха Фотикийского и Нила).

 



 
PR-CY.ru