ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 21

Кроме того, составитель «Истории» показал полное незнание греческой культурной традиции, превратив холм Ареопаг в человека с таким именем. В отличие от автора «Послания к Аполлофану» автор «Истории» незнаком с греческой традицией комментариев на «Ареопагитики». Наконец, во всех версиях употребляется производная форма от сирийского названия Гелиополя – Баальбек. Cиро-яковитская церковь приняла память Дионисия Ареопагита под 3 октября, так же как в Византии (эта дата указана в сирийском мартирологе). В позднейшем месяцеслове память Дионисия Ареопагита отмечена под 3 октября. Та же дата сохраняется во втором алеппском календаре (после 1645 г.). Однако в месяцеслове есть память под 3 декабря. Исследователи полагают, что это случайный сдвиг, связанный с перемещением начала церковного года у яковитов с декабря (кануна первого) на октябрь (тишрин первый), поскольку после XI в. яковитские минологии переходят на октябрьский год. Несколько особняком стоит также заявление аль-Бируни в трактате «О праздничных днях года сирийского у христиан-мелькитов» о том, что сиро-палестинские христиане-мелькиты празднуют память «Дионисия епископа и астронома, ученика Павла» в четвёртый день месяца тишрин (4 октября). Однако это расхождение исследователи, скорее, относят на счёт неточности сведений, полученных автором-мусульманином. Имя Дионисия Ареопагита присутствует в некоторых коптско-арабских минологиях при евангельских лекционариях. Известны две арабские рукописи данного типа, где под 23-м числом месяца бабах (20 октября) указан «Дионисий Астроном». В обоих случаях особых евангельских чтений в честь его не положено, что свидетельствует о том, что память Дионисия Ареопагита не была сколько-нибудь значительным праздником. В наиболее распространённом в Коптской церкви «Александрийском синаксаре» Михаила, епископа Атриба и Малиджа (XIII в.), вместо Дионисия Ареопагита под 20 октября указан Дионисий Коринфский, ошибочно названный мучеником при императоре Диоклетиане. Во второй половине VIII – IX вв. было составлено несколько сборников чудес Дионисия Ареопагита. Самый ранний из них создан при аббате Сен-Дени Фульраде в конце правления короля Пипина III Короткого. Он охватывает описание чудес от мощей Дионисия Ареопагита, которые произошли в годы правления Карла Мартелла (715–741 гг.) и Пипина III Короткого. Более обширный сборник чудес в двух книгах был создан по просьбе некоего монаха Самуила в Сен-Дени около середины IX в. Этот сборник продолжает предыдущий: после пересказа чудес, заимствованных из сочинения Григория Турского «О славе мучеников», следует ряд чудес, случившихся до конца правления императора Людовика Благочестивого, при аббатах Сен-Дени Фульраде, Мегинарии, Фардульфе, Вальтоне и Гилдуине. Около 880 г. к сборнику была присоединена третья книга, которая охватывает правление императора Карла Лысого (843–877 гг.). Житие, составленное Гилдуином, было последним в развитии легенды о Дионисии Ареопагите, поэтому попытки создания нового Жития на Западе долго не предпринимались. В X в. св. Гросвита Гандерсхаймская написала Житие в стихах. Сохранилась также составленная в Сен-Дени в XI–XII вв. проповедь в честь Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия, в состав которой вошёл фрагмент «Послания Аристарха».

 



 
PR-CY.ru