ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 23

В память обретения мощей Дионисия Ареопагита при франкском короле Дагоберте I был установлен праздник 22 апреля. А. дю Соссей в Галльском мартирологе (1636 г.) утверждал, что этот праздник был посвящён «откровению» Катуле о мощах Дионисия Ареопагита. Память обретения мощей святого в Галльском мартирологе помещена под 22 мая, а память первого обретения мощей Катулой – под 23 марта. В действительности речь идёт об обретении мощей при Дагоберте I, которое в разных литургических сборниках помещалось под этими тремя датами, представляющими собой десятый день до календ следующего месяца. Вероятно, А. дю Соссей обнаружил сведения об этих праздниках памяти в различных рукописях и соотнёс их с событиями из истории мощей Дионисия Ареопагита. Под 28 июля в литургических сборниках помещён праздник, установленный в память видения Дионисия Ареопагита папе Стефану II (752–757 гг.). В парижском календаре 854 г. то же празднество упоминается под 15 июля как «извлечение мощей св. Дионисия». В VIII–IX вв. сложилась традиция празднования 28 июля память освящения церкви в Сен-Дени при короле Пипине III Коротком (754 г.). Перенесение мощей Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия в Сен-Дени праздновалось также 17 февраля и упоминается в мартирологах XVI–XVII вв. Мощи Дионисия Ареопагита неоднократно переносились монахами из страха осквернения святыни норманнами. В 759 г. они были скрыты в монастырском имении Новиак в Маврипенском паге, недалеко от современного г. Труа, в 877 г. – на монастырской вилле Куртис-Супериор на реке Аксона (современная Эна), в 886 г. – в Реймсе. Реймсский каноник Флодоард в «Истории Реймсской Церкви» (X в.), а также составитель Реймсской хроники (XI в.) сообщают о чудесах от мощей святого, которые произошли во время их пребывания в Реймсе. В сборнике чудес Дионисия Ареопагита, посвящённом монаху Самуилу, упоминается о пребывании мощей Дионисия Ареопагита в лагере императора Карла Великого во время войны с саксами (772–804 гг.). В «Житии преподобного Герхарда Бронского» (ум. в 959 г.), жившего некоторое время в Сен-Дени, рассказывается, что преподобный взял оттуда «реликвии» Дионисия Ареопагита, в том числе переносной алтарь, на котором, согласно местному преданию, Дионисий Ареопагит совершал последнюю евхаристию в темнице, когда ему явился Христос. В начале XI в. Госцелин, настоятель монастыря Флёри (современный Сен-Бенуа-сюр-Луар), послал монаха Хельгода в Париж к королю Роберту I Благочестивому (996–1031 гг.). Король подарил ему «из одеяний их, обагрённых кровью» частицу ризы Дионисия Ареопагита, далматик св. Рустика, ризу св. Елевферия, «прах от тел их», «часть тройных пут, которыми был связан св. Дионисий». Реликвии были отданы на хранение в церковь во имя Дионисия Ареопагита в монастыре Флёри. В это же время св. Бернвард (около 960 – 1022 гг.), епископ г. Хильдесхайм (Германия), получил от монахов Сен-Дени «реликвии» Дионисия Ареопагита, которые были помещены святителем в кафедральном соборе Хильдесхайма (словом «реликвии» могли обозначить любой предмет, связанный с именем святого, не обязательно мощи Дионисия Ареопагита). До 1053 г. частицы шейных костей святого хранились в монастыре Вержи (историческая область Бургундия), однако о происхождении святыни исследователям неизвестно.

 



 
PR-CY.ru