ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 28

Они считались утраченными во время Французской революции, однако были вновь обретены в 1998 г. В крипте приходской церкви селения Ла-Сель-Конде (департамент Шер, Франция) почитается место, где, по преданию, некогда хранились мощи Дионисия Ареопагита. Части его мощей находились также в ряде восточных церквей и монастырей. На Афоне в монастыре Дохиар почитается часть главы Дионисия Ареопагита; в монастыре Симонопетра – часть руки; в монастыре Дионисиат – кусочек кожи святого. Греческая версия «Жития Дионисия Ареопагита», приписанная Митродору, была переведена на славянский язык не позднее XII в. (начало: «По блаженнем и славнем воскресении Господа нашего Иисуса Христа»); она известна в южнославянских и русских списках. Старшие южнославянские списки относятся к середине XIV в. («Житие» помещено в минейных Торжественниках архаического состава; монастырь Дечаны; Загреб; Цетинский монастырь и др.). Список из Цетинского монастыря особенно важен в отношении лексических разночтений. Старшие русские списки содержатся в домакариевских Минеях-Четьих XV в. Критическое издание «Жития Дионисия Ареопагита» по южнославянским спискам, сопровождающееся исследованием, подготовлено К. Ивановой и В. Пилевой. «Житие Дионисия Ареопагита», написанное Симеоном Метафрастом, было переведено на славянский язык между 1518 и 1525 гг. в Москве Максимом Греком, включено в состав Великих Миней-Четьих и в так называемый агиографический свод князя Андрея Михайловича Курбского – сборник переводных житий (перевод Максима Грека наряду с латинским изданием Лаврентия Сурия положен в основу редакции «Книги житий святых» Димитрия Ростовского). Все существовавшие к XVI в. тексты о Дионисии Ареопагите были собраны в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария. Здесь находятся славянские переводы «Житий» Митродора (без имени переводчика), Симеона Метафраста, а также сказания из стишного и нестишного Прологов. В украинско-белорусских списках XVII в. известно «Житие Дионисия Ареопагита» в переводе на «просту мову» (начало: «Сей святый Дионисий з места славнаго Афина»). Дионисий Ареопагит в соответствии с чином епископа представлен в архиерейском облачении: фелони (иногда в полиставрии), с омофором, в руках держит Евангелие. Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с тёмными волосами с проседью и заострённой бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Дионисия Ареопагита было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Святой Софии Константинопольской (около 878 г.; известно по рисунку Гаспара Фоссати). Изображение Дионисия Ареопагита сохранилось в диаконнике кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 гг.); в северной апсиде каппадокийской церкви Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/1106 г.); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148 г.); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (1150–1160 гг.); в трапезной монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (около 1200 г.); в церкви св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384–1385 гг.). Икон с единоличным образом Дионисия Ареопагита немного, наиболее значимой из них по художественным качествам признаётся икона XVI в. из монастыря Пантократор на Афоне (Государственный Эрмитаж).

 



 
PR-CY.ru