ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 22

На почитание Дионисия Ареопагита повлиял новый латинский перевод корпуса «Ареопагитик», выполненный около 1100 г. Иоанном Сарацином. Пётр Абеляр в послании к Адаму обращался к вопросу о смешении у Беды Достопочтенного Дионисия Ареопагита и священномученика Дионисия Коринфского. Дионисий Ареопагит, ранее почитавшийся как покровитель г. Парижа и королевской семьи, начал восприниматься как покровитель всей Франции. Одним из этапов развития почитания святого стало освящение новой церкви в аббатстве Сен-Дени 11 июня 1144 г., на котором присутствовал король Людовик VII Молодой (1137–1180 гг.). Описание этого события было составлено от имени настоятеля Сен-Дени Сугерия (1122–1151 гг.) его секретарём монахом Вильгельмом, который перевёл на латынь энкомий Михаила Синкелла в честь Дионисия Ареопагита. В середине XII в. монах Сен-Дени Ивон составил новое «Житие» Дионисия Ареопагита. Аббат Сен-Дени Эгидий преподнёс это сочинение королю Филиппу II Августу (1180–1223 гг.). Ивон включил в «Житие» ряд заимствований из сочинений Михаила Синкелла, а также подробный пересказ содержания корпуса «Ареопагитик». Он перечислил всех агиографов, писавших «Житие» Дионисия Ареопагита на греческом или латинском языках. Эта часть получила распространение как самостоятельная под названием «Заметка о жизнеописателях св. Дионисия». К XII в. относится также «Мученичество» Дионисия Ареопагита, написанное рифмованным стихом. В XIII–XIV вв. появились эпитомы «Жития» Дионисия Ареопагита в составе обширных агиографических сборников «Зерцало историческое» Винцентия из Бове, «Золотая легенда» Иакова из Варацце, «Перечень святых» Петра Наталиса. Попытки составления жизнеописаний Дионисия Ареопагита по канонам средневековой агиографии имели место и в Новое время, хотя в них уже отразилась полемика против сторонников разделения Дионисия Ареопагита и Дионисия Парижского. Наиболее подробно этот вопрос был рассмотрен в сочинении П.Ф. Шифле «Три диссертации: о Дионисии...», изданном в 1667 г. в Париже. Иезуит Аллуа, специалист в области греческой патрологии, в конце XVII в. издал книгу «Житие св. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, апостола франков и мученика», а также сочинение «Четыре вопроса о жизни и творениях св. Дионисия». В отличие от других защитников подлинности приписываемых Дионисию Ареопагиту сочинений Аллуа преимущественно пытался доказать истинность средневековой агиографической традиции. Аллуа и П.Ф. Шифле указывали на тождество этой традиции в латинских и греческих памятниках, отдавая предпочтение последним. В русле этой же традиции находится «Житие Дионисия Ареопагита», составленное Димитрием Ростовским, который положил в основу своей версии «Житие», написанное Гилдуином. В завещании епископа Перпетуя Туронского (ум. в 490 г.) упоминается, что он передал серебряный крест, в ручку которого были вделаны частицы реликвий Дионисия (церковь св. Дионисия в селении Рамбасциск). Это – первое упоминание о мощах или других реликвиях Дионисия Ареопагита за пределами Паризиев. В литургических книгах из Сен-Дени назван ряд праздников, связанных с мощами Дионисия Ареопагита. Некоторые из них отмечались не только в Парижском епископстве, но и во всей Франции.

 



 
PR-CY.ru