ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 30

В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) описаны как облик Дионисия Ареопагита, так и сцены с его участием («Успение Пресвятой Богородицы» и «Чудо по усекновении головы»): «Подобием весьма стар, сед аки Климент, власы кудреваты, риза святительская, санкирь с белил; сей на облаце к погребению Божия Матерее со апостолы предста. Сей же святый чудо удивлению достойно показа: егда ему мучитель главу отсекоша, тогда святый своими руками прием, ходив до двою поприщ, дойде некия жены именем Катулы, и на тоя длани яко некое сокровище положи». Легенда, соединившая в образе одного человека личности Дионисия Ареопагита, Дионисия, автора «Ареопагитик», и мученика Дионисия, первого Парижского епископа, отразилась на иконографии святого как на греческом Востоке, так и на латинском Западе (Дионисий Ареопагит среди скорбящих апостолов в мозаичной композиции «Успение Пресвятой Богородицы» собора Марторана в Палермо и кафедрального собора в Чефалу (Сицилия), обе XII в.); Дионисий Ареопагит представлен не как обычно в одеждах епископа, а в хитоне и гиматии, подобно апостолу, на алтарной картине школы Чимабуэ (собрание лорда Актона, Флоренция) и на мозаиках флорентийского баптистерия, начало XIV в. В западноевропейском искусстве единоличные фронтальные изображения Дионисия Ареопагита – епископа (скульптура хора кафедрального собора в Бамберге, 1235 г.; витраж церкви св. Дионисия в Эслингене, около 1300 г.; дверца реликвария начала XIV в., Лёгумклостер) столь же распространены, как и изображения Дионисия Ареопагита в молитвенном предстоянии, ставшие популярными с XVI–XVII вв.: алтарная картина около 1500 г. (Государственный музей, Амстердам); алебастровая статуя (1658 г.) работы Г. и Б. Марси для капеллы св. Дионисия на Монмартре (ныне в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа в Париже). «Мученичество» Дионисия Ареопагита представлено двумя типами изображений: усекновением главы (алтарная картина начала XV в. Ж. Малуэля, Лувр) и разбиванием черепа мечом или секирой. Второй тип редок, например, на фреске капеллы св. Гереона в Кёльне (XII в.), на барельефе северного портала кафедрального собора Шартра и на витраже церкви св. Дионисия в Сен-Дени-де-Жуэ (XIII в.). Дионисий Ареопагит – кефалофор нередко изображался или буквально – фигура показана без головы, усекновенная голова (как правило, увенчана митрой) в руках святого (например, миниатюра из Часослова Карла VIII; конец XV в.), или в соответствии с восточной традицией изображения кефалофоров (например, св. Иоанна Предтечи – его облик невредим, усечённая глава как знак мученичества в руках) – витраж кафедрального собора в Бурже (XII в.); фреска в церкви св. Куниберта в Кёльне (около 1230 г.); реликварий св. Эммерама в Регенсбурге (около 1440 г.) и др. Уникальное изображение представлено на фреске XV в. в капелле св. Грата в Люсераме: Дионисий Ареопагит указывает на рану на шее от усекновения.

 



 
PR-CY.ru