ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 24

Французский историк Ригорд в сочинении «Деяния Филиппа Августа» (начало XIII в.) писал, что частицы мощей Дионисия Ареопагита хранились в Вержи и в Риме, куда их принёс папа Стефан II, остальная же часть мощей святого находилась в Сен-Дени. В середине XI в. началась полемика между монастырями Сен-Дени и Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Германия), которая касалась вопроса об обладании подлинными мощами Дионисия Ареопагита. Регинвард, настоятель монастыря Санкт-Эммерам (1049–1064 гг.), во время строительных работ в монастырской церкви обнаружил высеченную на камне надпись, в которой сообщалось, что в храме покоятся мощи Дионисия Ареопагита, увезённые из Сен-Дени при германском императоре Арнульфе (король восточных франков в 888–899 гг.), короле западных франков Одоне (888–898 гг.) и настоятеле монастыря Эбулоне. После обретения мощей Отлох Санкт-Эммерамский составил сказание о перенесении святыни в Регенсбург, где сообщается, что законный король западных франков Карл IV Простоватый (896–898 гг.) был отстранён от власти герцогом Одоном и прибыл в Кёльн к королю Арнульфу, прося его помощи; Арнульф вторгся в королевство западных франков и помирил противников. Он остановился недалеко от Парижа и посетил монастырь Сен-Дени. Настоятель Эбулон подарил ему книгу «О небесной иерархии», читая которую, король изумился величию святого и пожелал получить его мощи. Один из приближённых Арнульфа и родственник Эбулона, Гислиберт, согласился помочь королю. Он вкрался в доверие к настоятелю и осмотрел крипту, где покоились мощи Дионисия Ареопагита. Вечером, во время пира в монастыре, Гислиберт подкупил хранителей святыни, похитил мощи и ночью бежал в стан Арнульфа. Наутро, узнав о пропаже, к королю прибыл Эбулон. Арнульф обещал найти и вернуть похищенную святыню. Во избежание скандала король посоветовал настоятелю положить на место мощей Дионисия Ареопагита останки другого святого, что, согласно Отлоху, и сделал Эбулон. Из благоговения перед Дионисием Ареопагитом Арнульф всегда возил мощи святого с собой, а перед смертью передал их в монастырь Санкт-Эммерам. Регенсбургский епископ Тутон (893–930 гг.) велел замуровать мощи в стену церкви, закрыв их каменными плитами с надписью, удостоверяющей подлинность святыни. В рассказе Отлоха исследователи находят ряд исторических несоответствий. Карл IV Простоватый (Простак) был помазан на царство в 892 г., но не получил реальной власти в королевстве западных франков и обратился за помощью к королю Арнульфу (893 г.). Арнульф признал королевское достоинство Карла, однако отказал ему в военной поддержке. В 895 г. Арнульф признал также королевское достоинство Одона. Соглашение между Карлом и Одоном было заключено в 897 г. без непосредственного вмешательства Арнульфа. Согласно Отлоху, мощи были похищены из Сен-Дени в 893 г. Настоятель Эбулон умер в том же году, однако ещё в 892 г. он принял сторону Карла Простоватого, был изгнан Одоном из Сен-Дени и бежал в Аквитанию, где и скончался. В 1053 г. король Франции Генрих I Капетинг (1031–1060 гг.) приказал освидетельствовать мощи Дионисия Ареопагита в Сен-Дени, чтобы опровергнуть притязания монахов Санкт-Эммерама.

 



 
PR-CY.ru