ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 29

На Руси образ Дионисия Ареопагита включён в декорацию жертвенника церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199 г.); алтаря собора Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (третья четверть XII в.; в руках держит свою голову); церкви св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Великом Новгороде (конец 1460 – начало 1470 гг.). Дионисий Ареопагит изображается в композиции «Успение Пресвятой Богородицы» среди святителей – очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. К ранним примерам изображения исследователи относят миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (конец X – XI вв.). Святители (среди которых, очевидно, представлен и Дионисий Ареопагит) изображены в сцене «Успение Пресвятой Богородицы» в росписи церкви Святой Софии в Охриде (середина XI в.), в церкви Асину и др.; на иконах из Десятинного монастыря (начало XIII в., Третьяковская галерея), из Успенского собора Московского Кремля (около 1479 г., музей Московского Кремля), из Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря (около 1500 г., Вологодский музей-заповедник), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591–1599 гг., музей Андрея Рублёва) и на многих других. Образ Дионисия Ареопагита устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресвятой Богородицы» (фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине ул. в Великом Новгороде, 1378 г., мастер Феофан Грек; оборот Донской иконы Божьей Матери, конец XIV в.), так и в расширенную (храмовая икона Успенского собора Московского Кремля, около 1479 г.). Изображение Дионисия Ареопагита часто входит в минейные циклы под 3 октября на миниатюрах византийских рукописей (Минологий Василия II, 976–1025 гг.; Минологий последней четверти XI в. из монастыря Кутлумуш на Афоне; Минологий 1327–1340 гг.) и в настенных минологиях ряда балканских храмов (великомученика Георгия в монастыре Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), Успения Богородицы в монастыре Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.), Христа Пантократора в монастыре Дечаны (1335–1350 гг.) и др.). В «Догматическом паноплии» Евфимия Зигабена Дионисий Ареопагит изображён среди святителей, представляющих свои творения императору (вторая половина XII в.). В некоторых греческих синаксарях и стишных славянских Прологах после сказания имеется подробное описание облика Дионисия Ареопагита, заимствованное из иконописных подлинников или же, наоборот, послужившее основой для них (подобные описания редки в синаксарных сказаниях). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Дионисий Ареопагит описан как «старец кудрявый с раздвоенною бородою и с длинными волосами», «был усечён мечом… держит голову свою в руках».

 



 
PR-CY.ru