ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - Страница 31

В многофигурных композициях он часто изображался вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием (миниатюра из Часослова Карла VIII; конец XV в. – Рустик и Елевферий обезглавлены), в сопровождении ангелов (миниатюра из Большой хроники Франции, первая половина XV в.; скульптура западного портала Реймсского собора, первая половина XIII в.), среди святых (витраж собора Нотр-Дам в Шартре работы Ж. Клемана, около 1220 г. – с орифламмой) каролингский флабеллум из Турню (Национальный музей, Флоренция) – рядом со св. Мартином Турским; рельеф портала церкви св. Эммерама, около 1052 г., – со св. Эммерамом; картина неизвестного художника XV в., Лувр – с императором Карлом Великим, которому Дионисий Ареопагит явился во сне. Дионисий Ареопагит изображался в сценах Богородичного цикла: как свидетель Успения Богородицы (в тимпане портала собора в Энгере, конец XII в.), преклонённый перед ковчегом, символизирующим гроб Пресвятой Богородицы (статуя работы Николы Кордиера, XVII в., капелла Паолина в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме). На тексте «Жития» основаны многочисленные изображения Дионисия Ареопагита до обращения в христианство: у алтаря Неведомому Богу (витраж кафедрального собора Буржа, XV в.), во время наблюдения затмения Солнца в момент Крестной смерти Христа, обращение Дионисия Ареопагита в христианство апостолом Павлом, проповедь в Паризиях (алтарь XVI в., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Связанные с текстом Гилдуина изобразительные циклы Дионисия Ареопагита, иногда чрезвычайно обширные и обстоятельные, повествуют о жизни святого до отъезда в Галлию, о миссионерстве и творимых им чудесах, о претерпеваемых мучениях, о причащении в тюрьме, о шествии к месту погребения в сопровождении ангелов и о погребении. Так, в тимпане западного портала Сен-Дени (около 1135 г.) представлена сцена последнего причастия; в тимпане северного портала – сцены «Взятие под стражу», «Бичевание», «Причащение» и «Мученичество»; на консолях (XIII в.) – сцена мученичества и сцена сопровождения Дионисия Ареопагита ангелами. Интенсивная разработка повествовательного цикла приходится на первую половину XIII в. и связана с изображениями на витражах соборов в Бурже, в Туре и в Сен-Дени-де-Жуэ. 30 миниатюр рукописи (около 1230 г.) содержат сцены из жизни Дагоберта и Миракулы, видение Дагоберта, ночное посещение Дионисия Ареопагита Христом, апостолами и ангелами, очищение Дионисием Ареопагитом прокажённых. Рукопись монаха Ивона из Сен-Дени (1317 г.) с текстом «Жития Дионисия Ареопагита» украшена 77 полностраничными миниатюрами, ставшими образцами, в частности, для росписи XIII в. капеллы св. Гереона в Кёльне, фресок XV в. в Борго-Велино и др. Эпизоды со сценами из «Жития Дионисия Ареопагита» встречаются и вне связи с циклами, вразбивку: например, сцены проповеди Дионисия Ареопагита в Паризиях (миниатюра из собрания Шатору), крещения Лисбия (алтарная картина мастера Сен-Жиля, конец XV в., Национальная галерея искусства, Вашингтон), последнего причастия Дионисия Ареопагита (миниатюра миссала из Сен-Дени, середина XI в., миниатюра из Бревиария XIV в.). Они, как и сцена чудесного явления Дионисию Ареопагиту (фреска 1777 г. в кафедральном соборе Толедо работы Ф. Байё), связаны с легендарными событиями его «Жития». Скульптурное изображение Дионисия Ареопагита работы К. ван дер Верка (около 1700 г.; церковь Дионисия Ареопагита в Льеже) представляет святого размышляющим над птолемеевской системой планет.



 
PR-CY.ru