ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 30

К 1861 г. относятся цензорские разрешения двух литографий, вышедших из мастерских Ивана Александровича Голышева во Мстёре и Алексея Викуловича Морозова в Москве (Российская государственная библиотека), которые включают семь сюжетов вокруг средника: монашеский постриг святого, видение великомученицы Варвары, явление мученика Ореста, благословение патриарха Иоакима на создание «Книги житий святых» (фигура императора Петра I и его имя в подписи, которые имеются на листе И.А. Голышева, отсутствуют в издании А.В. Морозова), беседа со старообрядцами о брадобритии, Димитрий Ростовский «во время болезни приказал петь пять раз в честь язв Господних», преставление святителя во время молитвы. Попытка показать важные события жизни и служения Димитрия Ростовского заметна и в другом произведении – на эмалевой иконе с 12 клеймами его Жития второй половины XIX в. (музей Ростовского кремля), в составе которой преобладают «исторические» сюжеты (пострижение в монашество, посвящение во диакона, во пресвитера, во игумена, архиерейская хиротония, поставление в митрополиты, преставление, погребение), но присутствуют и «чудесные» (явление мученика Ореста, исцеление расслабленного), одно из клейм отдано научным занятиям святителя (подпись: «Летопись с. Димитр(и)»). Однако, несмотря на наличие нескольких сюжетных гравюр и литографий, житийные иконы Димитрия Ростовского встречаются исключительно редко. Известно два уникальных его аллегорических изображения. В 1707 г. на Рождественские торжества от Славяно-греко-латинской академии в Москве учителем философии иеродиаконом Стефаном (Прибыловичем) святителю была поднесена конклюзия-диплом на латинском языке. Текст «похвалы» был награвирован на атласе рядом с необычным изображением Димитрия Ростовского в богослужебном облачении, сидящего на сфере (земном шаре) в окружении: вверху – Святой Троицы Новозаветной, чинов ангелов и святых (в том числе небесных покровителей в миру и монашестве – пророка Даниила и Димитрия Солунского), по сторонам – царя и народа, аллегорических фигур («труд» и «терпение»). Гравюра хранилась в ризнице Спасо-Иаковлевского монастыря в Ростове, запечатлена на фотографии 1886 г. Лопатиным, вместе с личными вещами Димитрия Ростовского – на фотографии 1911 г. Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (Библиотека Конгресса США). Фигура Димитрия Ростовского повторена в рукописи «Келейного летописца» XVIII в. (Российская национальная библиотека), вся композиция – на гравюре Н. Рыжова. По сообщению епископа Амфилохия, диплом был воспроизведён в росписи Зачатьевской церкви в нижней части западной грани северного столпа (очевидно, стенопись исполнена в 1754 г. к переосвящению храма при митрополите Арсении, не сохранилась). К прославляющим Димитрия Ростовского произведениям, созданным во время подготовки его канонизации, относится икона-«конклюзия» «Свт. Димитрий Ростовский, сеющий семена благочестия» середины 1750 гг. (частное собрание). Святитель изображён в саккосе, омофоре и митре, идущим по полю, бросающим семена в землю; перед ним ангелы, вскапывающие почву, позади – ангел, собирающий цветы на возделанной земле.

 



 
PR-CY.ru