ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ - Страница 26

Немало икон второй половины XVIII – начала XX в. являются близкими аналогиями икон-портретов данного извода, причём повторяют не только рисунок, но и колорит облачений и атрибутов. Сравнительно небольшой образ конца XVIII – начала XIX в. (Киево-Печерский заповедник) с гербом и виршами протоиерея Ф.Я. Дубянского (были написаны на портрете из Спасо-Иаковлевского монастыря) отличается от полотен только тем, что создан на доске и дополнен накладной серебряной митрой. Некоторые иконы даже упрощённого письма (начала XIX в., частное собрание) сохраняют цветовой ритм книг на столе, узор покрывала, орнаменты облачений (значит, живописные списки были распространены и известны иконописцам). Ростовые, поколенные и поясные типы изображений отмечены острой портретной характеристикой Димитрия Ростовского, вниманием художников к реликвиям, запечатлённым на портретах и обнаруженным на мощах (икона конца XVIII – начала XIX в. из частного собрания). Другие иконы представляют творческие варианты. Так, кинешемский мастер А. Турунтаев на иконе 1768 г. (частное собрание) использовал иконографию и праздничный колорит портретов, по-своему трактуя детали: Ватопедскую икону Божьей Матери поддерживают ангелы, Евангелие открыто на «святительском» чтении, орлец выходит на иконное поле, по-другому решены орнаменты на тканях. Иные цвета облачений святого (зелёный омофор) встречаются на иконах конца XVIII в. (Киево-Печерский заповедник, частное собрание), на образе в чеканном окладе 1777 г. работы С. Петрова (Сергиево-Посадский музей, с 1857 г. находился в усыпальнице под Успенским собором Троице-Сергиевой лавры), на московской иконе 1781 г. (частное собрание). Фигура Димитрия Ростовского на иконе с частицей мощей (вторая половина XVIII в., Троицкий собор Ионовского монастыря в Киеве) отличается не только охристым цветом облачений, но и жестом правой руки с чётками. Автор иконы конца XVIII в. из Елецкого Успенского монастыря в Чернигове исключил все подробности интерьера, написав образ Иисуса Христа в облаках, а в книге на столе – тропарь святителю. На поясном образе второй половины XVIII в. (Рыбинский музей) Димитрий Ростовский держит руку на Евангелии, раскрытом на словах Послания апостола Павла к Евреям (Евр. 5:4). В ростовских произведениях (настенный образ Димитрия Ростовского в рост, на дереве, начала XIX в., поновлён в 1875 г. Андреем Бубновым, из храма Димитрия Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря), особенно в начале XX в. заметно стремление к точному воспроизведению ранних прототипов, украшенных элементами стиля «модерн» (поясная икона из Спасо-Иаковлевского монастыря). Известная икона-образец Димитрия Ростовского в фигурной серебряной раме (дар императрицы Екатерины II к святым мощам нового чудотворца) была написана в 1759 г. итальянским художником Пьетро Антонио Ротари (местонахождение неизвестно, сохранились фотографии раки с иконой 1920 гг.). В том же году Яковом Васильевым образ был скопирован и переведён в резцовую гравюру (Исторический музей). Погрудное изображение Димитрия Ростовского вполоборота влево, в саккосе, омофоре и митре, с лучеобразным нимбом, заключено в традиционный для гравированных портретов этого времени овал на постаменте, которого не было на оригинале.

 



 
PR-CY.ru